Сегодня юристы и политологи вновь обсуждают одну из самых спорных законодательных норм 20 лет назад Борис Ельцин подписал мораторий на смертную казнь. С тех пор в России высшая мера наказания не применялась, но официально из Уголовного кодекса она не исключена до сих пор.
О том, нужна ли смертная казнь, в обществе, тем не менее, единого ответа нет. По данным соцопросов, за нее выступают более половины россиян, продолжают спорить и политики. В историю вопроса вник корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Указ президента Ельцина робко назывался «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Но фактически это была отмена смертной казни. Против были силовики, Госдума и большая часть общества, вспоминает тогдашний глава президентской администрации Сергей Филатов.
Ельцин просто перестал рассматривать дела приговоренных, а значит, исполнение наказания откладывалось навечно. Одновременно президентская комиссия по помилованию, в которую входил Павел Крашенинников, начала пересмотр дел.
В апреле 1997 года Россия подписала протокол №6 Конвенции о защите прав человека, и теперь смертные приговоры нельзя было не только исполнять, но и выносить. Это решение так никогда и не было ратифицировано Государственной думой. Но хитрость в том, что по Венской конвенции, государство, только подписавшее протокол, даже не обязательно его ратифицировавшее, обязано его исполнять.
Таким образом, решение было как бы подвешено в воздухе, отложено на потом, а по сути, оформлялось и оформилось так, что сегодня оно уже прочно заняло место в нашей жизни. О расстреле в обществе вспоминали каждый раз, когда возникало новое дело о терроризме или
За 20 лет изменилось отношение к европеизации, западным ценностям. Но акт гуманизма, который государство исподволь провело и закрепило, остался. Для возврата смертной казни понадобилось бы менять Конституцию, и уже это может остановить сторонников жесткой руки.