В Мариинском театре дают премьеру Национальной финской оперы. «Красная линия» это история крестьянской семьи на фоне борьбы за права бедняков и свободных выборов в парламент.
Главный финский эталон жанра и бестселлер скандинавской музыки. Так говорят о постановке финской национальной оперы «Красная линия», которую сегодня вечером дают в Мариинском театре.
Ее главный герой —
Как удалось финнам соединить музыку и политику, выяснял корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Указатели, развешенные на финском и английском языках, помогают ориентироваться в коридорах Мариинки большому оперному десанту из Хельсинки. В Петербург прибыли солисты, оркестр, рабочие сцены, технические сотрудники. Те, кто должен обеспечивать масштабную постановку.
Всего около 200 человек. Несмотря на сжатые сроки установки декораций, финны успевали и неторопливо поговорить, и быстро сделать все необходимое на незнакомых подмостках, и среагировать на камеру.
На сцене появился вполне реалистичный пейзаж — характерные деревянные постройки начала ХХ века. Опера написана по роману Илмари Кьянто в 1978 году Аулисом Саллиненом.
Языком высокого искусства композитор рассказал о судьбе простой крестьянской семьи. Трагедия разворачивается на фоне борьбы за права бедняков и свободных выборов в парламент. В царской России Финляндия имела свои политические особенности.
Мировая премьера оперы «Красная линия» состоялась 30 лет назад. Тогда постановку финской национальной оперы могли и не увидеть в Советском союзе. Тема борьбы за создание справедливого общества в финском изложении считалась явно неполиткорректной.
Но в начале
Йорма Хюннинен сегодня в театре единственный, кто был свидетелем этих гастролей. Обладатель баритона — исполнитель главной партии фермера Топи.
Йорма Хюннинен, солист Финской национальной оперы: «Мы сами даже удивились, что постановку приняли в СССР. Конечно, предыдущая версия имела много сценических условностей на сцене. Но я помню, что всех артистов одели победнее, чтобы вызвать жалость».
Жалость, может, и вызвали, но не смогли скрыть общего политического смысла. Красная линия, которой герои подчеркивают в бюллетенях на выборах народных избранников, для бедняков оборачивается кровавым исходом. Главный герой борется еще с устоями лютеранской церкви. Викарий фермеру является после смерти.
Перти Мякеля, солист Финской национальной оперы: «Дело в том, что мой герой — старый Викарий — уже умер. И главный герой слышит мой глас. Я появляюсь на облаке в его сне. Вот почему я летаю».
Одна из тем оперы — манипулирование церковью сознанием людей. И в борьбе за человеческие души участвуют приверженцы разных направлений в лютеранстве. Финны считают, что обращение к историческим событиям актуально и сегодня.
В произведении поднимаются вечные вопросы гуманизма, жизни и смерти. Но при этом музыка остается первичной. И «Красная линия» считается главным финским эталоном жанра.
Микко Франк, дирижер Финской национальной оперы: «Эту музыку невозможно сравнивать с другими мировыми произведениями. Здесь использованы национальные мотивы. И композитор Саллинен похож только на Саллинена».
Эта опера была показана в разных странах мира в общей сложности около ста раз. Безусловно, это непростое произведение с элементами сюрреализма вызывало разные эмоции, но явно прошло красной линией в душе финских любителей оперы.