Встретиться сегодня мечтают и фронтовики, и те, кто в годы войны оказался в эвакуации. На Урале вспоминают, как в 1941-м к ним приехали сотрудники Эрмитажа и привезли более миллиона шедевров. За спасенные ценности музей в долгу не остался.
Экспонаты из фондов Эрмитажа впервые так доступны уральскому зрителю. А вот когда в июле
Виталий Волович, академик Российской академии художеств: «Мы несем большой плоский ящик, к нам бросается сотрудница Эрмитажа и говорит: „Мальчики, Бога ради, осторожно! Здесь «Блудный сын Рембрандта»“. У нас ноги подкосились от волнения».
До того, как блокадное кольцо вокруг Ленинграда замкнулось, сотрудники успели перевезти в глубокий тыл почти полтора миллиона экспонатов. Чтобы скрыть сокровища от посторонних глаз, уральский музей превратили в настоящий сейф: все окна на первом этаже здания замуровали кирпичом. От собственных выставок, понятно, пришлось отказаться.
За спасенные фонды музей на Неве в долгу не остался. После благополучного возвращения на родину Эрмитаж передал уральцам часть своей коллекции. Среди этих экспонатов, конечно, нет ни да Винчи, ни Рубенса. Эти малоизвестные, но все же шедевры искусства, безусловно, — бесценный вклад в уральскую культуру.
Подробности — в репортаже.