Собеседником Кирилла Позднякова стала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Где нужно искать новые кадры для власти? Что делать, чтобы принимаемые законы реально меняли жизнь людей в лучшую сторону? Какая реформа госуправления нужна России? Как отстоять права граждан и какие женщины нужны во власти? Смотрите полную видеоверсию интервью на НТВ.Ru.
Об обновлении власти и прозрачных выборах
Мы идем постоянно по пути либерализации нашей политической системы, выборной системы. Надо сказать, что сегодня облегчен партиям политическим доступ к выборной системе. Упрощен порядок их регистрации, что создает политическую конкурентность на выборах любого уровня. Хочу сказать, что созданы, на мой взгляд, такие действенные механизмы, хотя еще, наверное, не до конца совершенны, тем не менее они существуют, контроля общества над властью: это Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты регионов, это Общероссийский народный фронт, это некоммерческие организации и другие институты и структуры гражданского общества. И поэтому мы двигаемся в правильном, нужном направлении.
Но я согласна с президентом о том, что нужна свежая кровь. Ведь кресло депутата, сенатора, другие политические — они не пожизненные. И нужна сменяемость власти, нужно обновление власти, должны приходить люди разных взглядов, разных мнений, молодые, дерзкие, образованные. И я думаю, что предстоящие выборы в Государственную Думу как раз покажут, что Дума существенно обновится. Это запрос общества. И для этого созданы властью условия для свободного волеизъявления людей, для более широкого доступа к выборам партий, движений с разными взглядами. Теперь только стоит завоевать симпатии наших избирателей, победить, пройти в Думу, получить площадку для отстаивания своей точки зрения, мнения определенных слоев тех или иных населения, избирателей. Это, безусловно, оживит политическую систему страны.
— Вы считаете, что грядущие выборы (в Госдуму) будут теми самыми честными, прозрачными?
— Вы знаете, я уже уверена в этом, потому что люди уже устали от всей этой поступающей после каждых выборов информации о неправильных подсчетах…
— Будут недовольны те, кто проиграл… Вот мы обновили существенно состав Центральной избирательной комиссии. Причем это был такой гласный процесс, мы, например, по квоте Совета Федерации собирали мнения субъектов Федерации. И только на этой основе предлагали кандидатов. Будет больше доверия Центральной избирательной комиссии и в целом к выборной системе.
И очень важно поднять явку избирателей. Вот люди должны
Я не идеализирую ситуацию, но уверена, что политическая конкуренция будет острая. Рада, что вернули дебаты в избирательный процесс. Вот каждый кандидат сможет показать свое лицо, сможет изложить свою программу. А дальше уже право за избирателями. Кого они считают достойным представлять их интересы в парламенте страны.
О ностальгии общества по СССР
— 80 процентов населения испытывает ностальгию по Советскому Союзу.
— Я думаю, что это ностальгия по крепкой, большой, дружной стране, каковой был Советский Союз при всех недостатках, всех проблемах, которые там были. И это, я думаю, говорит о том, что большинство населения сожалеет, что вот распалось, развалилось такое мощное, авторитетное в мире государство, где мы жили все без национальных конфликтов, где мы уважали культуры разных народов, языки разных народов и так далее.
Идеологии здесь нет. Это просто большое сожаление о том, что такой страны на карте мире не стало. И этих людей можно понять. Но в то же время, если вы спросите этих людей, которые как бы ностальгируют о Советском Союзе, хотели бы они вернуться в ту политическую систему, в ту общественную систему, абсолютное большинство, включая наших уважаемых граждан пожилого возраста и пенсионеров, скажут — нет!
О работе законов на человека
Мы очень серьёзно последнее время стали обращать внимание не на количество, а на качество законов. Мы привлекаем широкий круг экспертов, учёных, представителей института гражданского общества, разных слоёв и так далее с тем, чтобы не допустить ту или иную ошибку. И если говорить о результатах, можно много привести подтверждений того, что я говорю. Ну, скажем, один такой показатель: с 2000 по 2014 год среднедушевые доходы населения выросли более чем в 10 раз. Мы создали и будем продолжать совершенствовать эффективную систему социальной защиты людей, особенно социально незащищенных категорий. И так далее, и так далее. То есть это наша главная задача, чтобы законы работали на человека.
О выходе из кризиса
Конечно, и прошлый год, и этот год — сложный, но для этого есть объяснения, неоднократно мы об этом говорили. Мы считаем, что это временная ситуация, безусловно. И президент, и правительство, и Федеральное Собрание — мы делаем всё для того, чтобы как можно скорее закончились негативные тенденции в экономике, чтобы восстановить рост экономики. Соответственно, поднять снова доходы населения. На это потребуется определённое время, но такие спады бывают, и не только в России. Много примеров тому за рубежом. Да, это кризис, да, есть внешние факторы влияния, есть наши внутренние проблемы. Но сегодня уже ситуация улучшается. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы преодолеем этот сложный период времени и снова вернёмся к росту доходов населения.
О присутствии государства и реформе госуправления
Система управления не должна быть косной, незыблемой. Она должна реформироваться.
Сегодня у нас нет вот такой выстроенной системы, насколько государство должно присутствовать в экономике; насколько государство должно уйти из неё, чтобы дать свободу предпринимательской, творческой инициативе наших граждан; насколько можно было бы часть государственных функций уже передать институтам гражданского общества, некоммерческим организациям, организациям самоуправления и так далее. Здесь нужен баланс. Очень опасно увлечься — рынок, мы уходим, государство уходит из экономики — очень опасная тенденция. И надо посмотреть на опыт других зарубежных государств, которые прошли этот поиск. Государство
А с другой стороны, там, где не нужно присутствие государства, конечно, надо более ускоренными темпами это делать, чтобы это не было такими квази-
Эту реформу надо провести осмысленно, без спешки, без популизма, без заваливания как в одну, так и в другую сторону, и это, безусловно, повысит эффективность управления.
Об управленческих кадрах и женщинах во власти
Качество управленческих кадров — это проблема проблем. Это не только профессионализм, это не только подготовка. Это соответствующее образование должно быть, социальные лифты, которые бы позволяли успешным людям более быстро двигаться, не засиживаясь на той или иной позиции, чтобы
Мы многонациональная страна, у нас должны быть люди разных национальностей в органах власти, у нас должны лучшие управленческие кадры привлекаться на федеральные (должности).
И больше женщин во власти. Я была в Арабских Эмиратах недавно, 8 женщин — это в арабской стране с её устоями! — 8 министров в правительстве Арабских Эмиратов. Я не сторонник того, что вот женщина ради женщины. Боже упаси! Я говорю о привлечении большего количества женщин, потому что они конкурентоспособны с мужчинами, это точно. Они доказали свою конкурентоспособность в новой современной России. Но
Я считаю, что Министерство будущего — это очень правильная идея. Вот богатая страна — Арабские Эмираты. Большие запасы нефти, газа. Но они уже сегодня думают над тем, какой будет страна, как будут жить люди, как она будет развиваться после того, когда последняя бочка нефти будет вычерпана. Разве нам не надо над этим задуматься?
Ну, а Министерство счастья… Конечно, может быть, смущает название такое, да? Но смысл этого министерства — он очень глубокий, философский. Вот во главу угла как раз ставится человек, его самочувствие, будут ли принимаемые решения властью способствовать тому, чтобы каждый человек был счастлив. Надо, как сказал