До начала апреля о латиноамериканской стране Панаме было известно, что больше половины ее территории это горы, реки и непроходимые джунгли. Но теперь о Панаме говорят как о другом заповеднике налоговом. И если раньше при слове «офшор» воображение рисовало острова с изумрудными пальмами и белоснежным песком, то теперь стало очевидно: офшор это не точка на карте, это набор возможностей.
Очень условно можно выделить три группы офшоров. Первая — классические, те самые с пальмами и пляжами. Например, Британские Виргинские Острова, где на площади размером с российский город Тверь прописаны полмиллиона компаний со всего мира. А еще это Каймановы острова, где одних только банковских активов — на 1,5 триллиона долларов. Сюда же, очевидно, нужно записать и Панаму, хотя говорить здесь об офшорной секретности теперь даже неудобно.
Вторую группу формируют вполне уважаемые страны вроде Ирландии, Нидерландов, Гонконга и Люксембурга. Там уже не такая вольница, как на островах, и проверки серьезнее.
И, наконец, так называемые внутренние офшоры вроде американского штата Делавэр и швейцарского кантона Цуг.
Само по себе создание офшора — это не преступление. Одно дело, когда через офшор пытается отмыть деньги коррумпированный чиновник. И другое — когда компания ищет легальные способы обойти налоги. Самый яркий пример: в конце
Что с офшорами в России? В октябре прошлого года агентство РБК подсчитало: если взять крупнейшие частные компании, то получится, что 152 прописаны в стране, а 222 — за ее пределами. Популярнее всего у отечественных бизнесменов Кипр, Нидерланды и Британские Виргинские Острова. С Кипром у России вообще особые отношения, которые иногда описывают как круговорот денег между странами.
Сейчас российские власти объявили курс на деофшоризацию. С прошлого года действуют закон о контролируемых иностранных компаниях и амнистия капиталов. В мире борьба с офшорами активизировалась после 2008 года. И хотя лазейки в законах закрывают, а с секретностью все больше проблем, обитатели налогового рая уходить не торопятся.
Самую знаменитую офшорную схему проще всего объяснить на бутерброде. Подробности — в материале программы «Акценты недели».