В Конституционном суде России обсудят, исполнять ли постановление Европейского суда по правам человека. В Страсбурге посчитали незаконным тот факт, что у нас заключенные тюрем не участвуют в выборах. Это произошло после иска арестантов Сергея Анчугова и Владимира Гладкова.
За последние несколько лет в практике российских судов накопилось некоторое количество дел, в которых решения Европейского суда по правам человека так или иначе вступают в конфликт с положениями отечественного законодательства. Специально для таких ситуаций Конституционный суд выработал решение: в том случае, если конфликт есть, каждое такое дело рассматривается отдельно и исключительно Конституционным судом.
Анчугов и Гладков отбывали наказание в российских тюрьмах за убийства, разбои и кражи, оба были приговорены к смертной казни, которая впоследствии была заменена на длительные сроки заключения. Во время пребывания в тюрьме оба выразили желание участвовать в выборах депутатов Государственной думы, но не были допущены к голосованию в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
В результате Европейский суд пришел к выводу о нарушении российскими властями статьи Конвенции о защите прав человека. Более того, Европейская судебная инстанция пошла дальше и отметила, что ограничение, налагаемое российской Конституцией, нарушает положения Конвенции по правам человека.
Представители государственных институтов на заседании отметили, что в данном деле Европейский суд по правам человека превысил свои полномочия и перешел от обстоятельств конкретного дела к толкованию и прямой критике Конституции РФ, что не только непрофессионально, но и является нарушением суверенитета нашей страны.