В столицу едет любимый композитор Эмира Кустурицы и мастер «цыганского рока» — Горан Брегович. На следующей неделе он выступит в подмосковной Барвихе со своим «Алкоголем» — так называется новый альбом Бреговича.
Собственный корреспондент НТВ в Париже Вадим Глускер встретился с маэстро накануне российских гастролей.
Прославившийся музыкой к фильмам Эмира Кустурицы, получивший за них Пальмовые ветви Каннских кинофестивалей, Горан Брегович вот уже который год колесит по всему миру со своим «Свадебно-похоронным оркестром».
Безудержная цыганщина, осовремененные балканские мотивы, сербско-хорватский рок и джаз. Горан Брегович любит Россию, а Россия не разлюбила его цыганскую музыку, которая по-прежнему в моде.
Последние годы Горан Брегович живет в Париже. Война в Сараеве застала его именно здесь, за записью очередного альбома. Возвращаться или нет на Балканы, вопрос не стоял. Брегович решил остаться.
Горан Брегович, создатель и руководтель «Свадебно-похоронного оркестра»: «Когда близких начинают убивать, когда ты знаешь лично многих так называемых „военных преступников“, все это очень сложно осознать и принять. К тому же — я выскажу, наверное, крамольную мысль — но если бы я не уехал из Сараева, я так бы и остался провинциальной звездой».
По словам Бреговича, в юности он играл рок-н-ролл, который был не просто локальным. Это был рок, который использовал народные мотивы, наряжался в западные одежды — эдакое воплощение андеграунда коммунистической Югославии. В Париже, ощущая себя композитором в изгнании, он все-таки смог избавиться от этой своей провинциальности.
Горан Брегович, создатель и руководтель «Свадебно-похоронного оркестра»: «История всей музыки — это модернизация фольклора. Это писать книги можно не на родном языке, как Кундера или Рушди. А от своей народной музыки никуда не деться. Хотите, называйте меня вором народных традиций, а я вам отвечу: искусство всегда аморально. Я артист, а не священник. Мне все это надоело, мне надоели эти рок-н-ролльные штучки, я хочу, чтобы люди вели себя на концерте иначе — все-таки есть определенное комильфо».
Но остаться безучастным к происходящему на сцене очень сложно: Горан Брегович со своим свадебно-похоронным оркестром взрывает зал. В оркестре группа постоянных музыкантов, часто не профессиональных, которые нотной грамоты порой не знают.
К тому же в каждой стране — своя локальная группа. В России это хор «Пересвет». Еще одно обязательное условие: это алкоголь на сцене. К тому же Брегович ведь в Москве будет играть композиции своего нового альбома «Алкоголь». Первая часть концерта — «Сливовица», вторая — «Шампанское».
Горан Брегович, создатель и руководтель «Свадебно-похоронного оркестра»: «Я ведь родом оттуда, где музыка и алкоголь неразлучны. У вас в России есть хоть классическая музыка, а что у нас? Когда творил Монтеверди, на Балканах играли на дудках и палках с одной струной. Поверьте мне, я в жизни практически не пью — пью только на концерте. Не больше одного стакана виски, потому что мой концерт — это праздник. А какой же праздник без алкоголя?»
Маленькое, но важное уточнение: пьет только Брегович. Музыкантам на сцене не наливают. Зрители участвуют в празднике исключительно как зрители, а не участники.