В подмосковной Дубне сегодня дали старт строительству нового отечественного коллайдера, который получил название NICA (Nuclotron-based Ion Collider Faсility). В Объединенном институте ядерных исследований торжественно заложили первый камень. Сверхпроводящий коллайдер тяжелых ионов должен помочь найти ответ на вечный вопрос, с чего началась Вселенная.
Институт в Дубне основали в 1956 году. Здесь первыми на планете создали синхрофазатрон — протонный ускоритель, открыли несколько новых элементов таблицы Менделеева.
Сегодня лабораторию возглавляет Юрий Оганесян. Он уже 60 лет находит с коллегами то, чего вроде бы нет, — химические элементы, отсутствующие в природе.
Юрий Оганесян, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций: «Обязательно должны возникать в природе (элементы — ред.). Вопрос, почему мы их не видим. Но мы их не видим потому, что мы очень старые, наша Земля — 5,5 млрд лет. Они могли не дожить до наших дней».
Один из таких примеров — плутоний. А есть элементы, которые живут месяцы, дни и даже секунды. Возможно, именно из них сразу после Большого взрыва и была соткана ткань Вселенной. Но чтобы добыть их, нужен коллайдер. Он расщепит протоны на исходные элементы — кварки.
Виктор Матвеев, директор Объединенного института ядерных исследований: «Изучать их непосредственно в лабораториях практически невозможно. Потому что они очень плотно связаны сильнейшими ядерными силами. Надо уметь поставить их в такие условия, когда можно вырвать эти кварки из отдельных нуклонов».
Тут нужно устройство, которое бы позволяло обстреливать одно вещество другим, пока в результате столкновения частиц не появятся те самые кварки. Увеличить вероятность попадания можно только в коллайдере: тут и вакуум, и строго определенная энергия, и изменяемое магнитное поле. Магниты делают здесь же, в Дубне.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Гарри Княгницкого.