Два года назад, после заключения ассоциации с Евросоюзом, новые власти Украины обещали гражданам молочные реки в кисельных берегах. Украинцы даже государственный переворот устроили, лишь бы стать Европой, но что-то пошло не так Старый Свет оказался не слишком щедрым.
На этой неделе на Украине случился новый громкий скандал. Известный своим экстравагантным поведением народный избранник Олег Ляшко обозвал идиотом президента Порошенко за то, что тот подписал соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, которое заработало с 1 января.
Олег Ляшко, лидер Радикальной партии Украины: «И этот унизительный мизер — это желанная зона свободной торговли с Евросоюзом?! Какой идиот подписал это соглашение?»
Казалось бы, что возмутило депутата Ляшко? Ведь за ассоциацию с ЕС столько боролись, стольким пожертвовали. Оказалось, что поступила сухая статистика украинского Минэкономразвития. Ожидали, что Европа распахнет двери для потоков украинской сельхозпродукции. Но Старый Свет ввел квоты на беспошлинный импорт и по таким «стратегическим» статьям, как кукуруза, мед, виноградный и яблочный сок. Их вычерпали уже к середине февраля, а к середине марта кончились квоты на сахар, ячменную крупу и муку, на подходе лимиты по томатам и пшеничной муке.
С другими продуктами ситуация еще более анекдотичная, так как украинские продукция не прошла строгую европейскую сертификацию. Речь идет об овсе, грибах и сладкой кукурузе. С трудом пропускают молоко и курятину. Так обстоят дела после того, как президент Порошенко решил отказаться от индустриального наследия и объявил Украину аграрной страной. Он пояснил, что металлургия требует больших инвестиций, поэтому она не нужна.
Украинскую аграрную продукцию могла бы принять Россия, но Москва с 1 января была вынуждена закрыть границы для защиты рынка. В итоге, по словам главы украинского Нацбанка Валерии Гонтаревой, только за январь Киев потерял на торговой войне с Россией 200 миллионов долларов, общий эффект от ухудшения отношений с Москвой она оценила в 1,1 миллиарда долларов, а независимые украинские эксперты — до 4 миллиардов.
Российский
При этом украинские власти считают, что утрата самого большого рынка сбыта — это хорошо. Премьер Яценюк недавно с гордостью сообщил, что за три последних года Украина втрое снизила уровень зависимости от рынка России — с 35% до 12,5%.
Николай Петро, профессор политологии в университете
Но своего рода рациональное зерно в этом есть: деиндустриализация подрывает экономическую базу русскоговорящего