Спустя сто лет после первого представления «Русских балетов» в Париже в Москве открывается выставка костюмов знаменитой антрепризы Дягилева.
Сегодня, спустя сто лет после первого представления «Русских балетов» в Париже, в Москве открывается выставка костюмов знаменитой антрепризы Дягилева. Вспомнить таким образом о блеске и славе русских артистов предложили в музее
Публике представят частную коллекцию, каждый из экспонатов которой знатоки оценивают как редчайший, ведь костюмы до сих пор не выставлялись. И одной из первых «Сокровища „Русских сезонов“» увидела корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.
Выставленные на экспозиции пуанты, конечно, не выглядят как новые даже после трех лет реставрационных работ. Но сейчас хотя бы понятно, что они сделаны из черного атласа, и даже можно прочитать, что написано. Ольга Мазур нашла их в шкафу своей гостиной. Туда они попали после того, как ее муж Айвор, известный в Англии специалист по русскому искусству, нашел их в куче с мусором, которую его лондонский приятель выбрасывал из подвала своего дома.
Ольга Мазур, коллекционер: «Я была новым человеком в доме своего мужа. Я вышла замуж и переехала в Лондон. Разбираясь в доме, я обнаружила эти пуанты. Они меня сразу же привлекли тем, что были подписаны».
Эта надпись стала поводом для настоящего расследования. Чтобы узнать, кто был ее автором и, соответственно, кто носил эти пуанты
Эта коллекция начиналась всего лишь с пары пуантов, но за три года она превратилась уже в такой небольшой гардероб. Сейчас в нем 12 сценических костюмов, семь из которых в данный момент находятся на выставке, еще пять пока на реставрации. Айвор и Ольга Мазур говорят: это только начало, дальше их коллекция будет только пополняться.
Айвор Мазур, коллекционер: «Хотя это совсем не просто. Дело в том, что дягилевских костюмов сохранилось очень мало. И большая часть из них находится в музеях. В частных руках их совсем немного, а те, что продаются, обычно в очень плохом состоянии».
Первый дягилевский сезон открылся 19 мая 1909 года в Париже в театре «Шатле», ровно 100 лет назад. После этого русский балет стал
Ольгу Стругова, куратор выставки: «Этих костюмов касалась рука самого Матисса. Розочки, скорее всего, были выполнены им самим. По воспоминаниям его, будем говорить, соучастников этих „Русских балетов“, Матисс сам прикасался к этим костюмам, участвовал в их выполнении».
Первыми эту частую коллекцию увидят в Москве. Ольга Мазур говорит: такое решение они приняли неслучайно — костюмы из дягилевских балетов есть во многих музеях мира, но ни в одном российском музее подобной коллекции нет.