Валентин Серов спустя полгода возвращается в Русский музей из Москвы. С октября прошлого года 38 живописных работ и 19 рисунков выставлялись в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу.
Несколько парадных больших портретов — Юсуповой, Боткиной, Орловой — покидали пределы петербургского хранилища впервые за почти 100 лет. Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, эти портреты всегда привлекали посетителей, в том числе зарубежных, и не только из интереса к представителям петербургской знати.
Галина Кречина, хранитель, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: «Графа
В советское время о портрете Юсупова язвительно писали: бульдог смотрится благороднее хозяина. А искусствоведы предпочитали не упоминать, что княжеский род приравнивался к царскому. Тем не менее портрет неоднократно экспонировался и в других городах, и на зарубежных выставках.
В отличие от холста с изображением матери Феликса Зинаиды Юсуповой. Он покидал стены музея впервые. Любое путешествие даже в Москву — стресс, в том числе и для хранителей.
Галина Кречина, хранитель, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: «Конечно, мы переживаем. Какое бы количество служителей или офицеров полиции не сидело в музейных залах, оградиться от прилепленной жевательной резинки очень трудно».
Большие парадные портреты кисти Валентина Серова после поступления в экспозицию музея практически не вывозили. Картина с изображением княгини Ольги Орловой впервые выезжала сразу после создания в 1911 году на римскую выставку.
А портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполненный темперой на бумаге, — одна из ранних работ Серова. Он настолько пользуется успехом у искусствоведов, что всегда участвует в столичных выставках и даже украшает обложку каталога последней петербургской. Хранитель живописи Валентина Серова несколько удивлена ажиотажем в Москве и приглашает всех, кто соскучился по лучшим творениям художника, в Русский музей.