Поиски рыболовецких судов, пропавших в Охотском море 7 февраля, продолжаются только на воде. Самолет МЧС Ан-74 , который производил авиаразведку акватории в районе Северных Курил, был вынужден вернуться на базовый аэродром в Хабаровск. Пилоты получили экстренное предупреждение о надвигающемся шторме.
Спасательный плот, обнаруженный авиаторами МЧС, принадлежал пропавшей шхуне Adex — это второе название судна «Вирт», чей аварийный буй сработал в минувшее воскресенье недалеко от острова Парамушир.
Виталий Дарчия, начальник центра управления в кризисных ситуациях ДВРЦ МЧС РФ: «По данным координатам было направлено спасательное судно „Сибирский“, которое данный плот подняло на борт, идентифицировало его принадлежность судну Adex. Плот без людей и признаков того, что на нем находились люди».
Гидрокостюмы, жилет и спасательный круг, найденные среди бушующих волн еще в первый день поисков, тоже были с маркировкой Adex. Для сотрудников Следственного управления на транспорте все эти находки стали явными признаками кораблекрушения. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта».
На борту шхуны, как теперь уже точно знают криминалисты, находились 16 членов экипажа. Судно было приписано к африканскому порту Ломэ. Эксплуатировал его судовладелец из Южной Кореи, но работали на корабле исключительно российские моряки. Команду набирали в Сахалинской области и Приморском крае.
По словам родственников без вести пропавшего второго механика Adex Николая Ковальчука, в последний раз шхуна заходила в японский порт Отару в декабре прошлого года. Именно оттуда Николай звонил жене и тестю — тоже опытному моряку. По его мнению, шансов найти команду Adex живой и невредимой уже нет.
Владислав Кисарин, родственник Николая Ковальчука: «Могло как все быть: остановка двигателя главного, шторм, они обесточились, не имели хода, и их просто опрокинуло. Или же второй вариант — оледенение, и тоже опрокинуло».
Некоторые эксперты полагают, что оба исчезнувших в Охотском море судна — и Adex, и «Норт» — могли заниматься незаконным промыслом. Несмотря на возбуждение уголовного дела по факту крушения одного из них, до сих пор обсуждается другая версия: якобы корабли прячутся от пограничников и продолжают рыбачить совсем в другом районе и с отключенной системой позиционирования. Однако с таким сценарием согласны далеко не все.
Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов: «То, что там может быть браконьерская добыча, это на 99%. Версия о том, что суда могли спрятаться и сбросили фальшивые вещи, чтобы вести в заблуждение
Планируется, что в ближайшее время группа поисковиков будет усилена. К операции планируют подключить пограничные суда. Все обстоятельства морского происшествия пытаются выяснить и на берегу. Следователям уже удалось установить, что оба пропавших корабля принадлежали одному судовладельцу.