Ко Дню Победы в Екатеринбурге открыли экспозицию, посвященную малоизвестным страницам из жизни самого известного голоса той эпохи.
Ко Дню Победы в Екатеринбурге открыли экспозицию, посвященную малоизвестным страницам из жизни самого известного голоса той эпохи — Юрия Левитана. До сих пор немногие знают, что полтора военных года легендарный диктор вещал не из столицы, а из Свердловска.
О рассекреченных эпизодах его биографии узнала корреспондент НТВ Инна Осипова.
На самом деле с августа
Борис Кошелев, директор Музея радио им. А. С. Попова: «Все передатчики с начала войны стали переводными маяками для немецких самолетов. Настраивайся на станцию, бери пеленг, в темную ночь найдешь цель».
Музей Радио сегодня рассказывает школьникам о том, что
Секретный радиоузел оборудовали в небольшой подвальной комнате. Сводки от Советского Информбюро и приказ Верховного главнокомандующего Юрий Левитан получал прямо из Москвы по телефону и зачитывал их в прямом эфире.
Сводки выходили точно по графику каждый день, начиная с 6 утра. Расписание выходов в эфир — единственный сохранившийся исторический документ, подтверждающий, что вещание шло из Свердловска.
Юрий Левитан редко отлучался из своего подпольного убежища — позвонить из Москвы могли в любой момент. Жил здесь же, на втором этаже.
Ольга Бухаркина, заведующая Государственным архивом Свердловской области: «В ближайшем магазине Левитан занимал очередь и отоваривал свои карточки. Сотрудники ему помогали, занимали, если он не успевал. Он жил как простой человек».
О том, что главный диктор Союза находится в Свердловске, знал очень узкий круг людей. Фёдор Кислицин — один из них. Именно он обеспечивал выход в эфир уральской секретной радиостанции
Фёдор Кислицин, ветеран Великой Отечественной войны: «Левитан брал микрофон и объявлял. Моя задача состояла в том, чтобы обеспечить эфир. Все думали, что он вещал с радиостанции имени Коминтерна, а на самом деле все делалось на
Помимо официальных сводок, Левитан иногда озвучивал журнал «Советский Урал» на Свердловской киностудии. Именно там с ним случайно познакомилась Нелли Ефимова, работавшая в то время ассистентом оператора. Она, как и большинство других граждан, даже не догадывалась, как выглядит главный диктор страны, но узнала его по голосу.
Нелли Ефимова: «Я бросилась к нему, сказала, что его узнала по голосу, спросила, что он здесь делает, может, в отпуске. Он ответил, что здесь работает».
Радио в то время было не просто источником информации — идеологическим оружием. Недаром в первую же неделю войны вышел приказ об изъятии всех домашних радиоприемников — вражеские станции пытались прорваться в советский эфир и вели свою пропаганду, объявляя, что Москва взята, а Сталин сдался в плен.
Взамен приемников людям выдали черные тарелки — репродукторы, по которым вещали только информацию из Кремля. Понятно, что в то время для всей страны было важно знать не только последние сводки, но и то, что говорит Москва.
Ольга Бухаркина, заведующая Государственным архивом Свердловской области: «Москва жива, значит, страна жива, мы победим».
Завесу тайны с длительной уральской командировки Юрия Левитана сняли лишь спустя четверть века. В марте