В России началась масштабная ревизия лифтов. Обследовать привычные механизмы пришлось сразу после нескольких трагедий. Всего в 2015 году в стране подъемники стали причиной смерти 10 человек. Еще 30 остались инвалидами.
Две гибели в подъемниках подряд произошли в столице, где, по официальным данным, всего 6% лифтов откатали свой срок. В ряде регионов износ в 10 раз больше. Однако недавние прокурорские проверки показали: в отчетах московских управляющих компаний лифты хороши и опрятны, а на деле они ломаются чуть ли не каждый день.
Прежде был единый госконтроль лифтового хозяйства. Три года назад вместо старых нормативов приняли новый технический регламент.
Сергей Прокофьев, гендиректор Федерации лифтовых предприятий: «Он носит не обязательный для применения характер, а рекомендательный. Хочу — выполняю, не хочу — не выполняю. Сама чудовищность ситуации в том, что люди погибают в двух метрах от своей квартиры. В своем собственном доме. С момента отмены этих правил количество увеличилось в разы. Если раньше было
Поддержание работоспособности современного лифта обходится недешево.
Василий Кривозубкин, гендиректор
А если подъездов много и домов у управляющей компании несколько, счет идет на сотни тысяч. Ради экономии вместо ремонта изношенных узлов лифтеры, бывает, блокируют сработавшие датчики, надеясь на авось. И пока никто не погиб, никакой ответственности за нарушение правил безопасности законом не предусмотрено.
Лифты стоят на балансе управляющих компаний. Проверять их можно лишь раз в три года. Внеплановые проверки — только с разрешения прокуратуры. И штрафы крайне редки. Для обслуживания лифтов нанимают подрядчиков. Конкурсы выигрывают те, кто дешевле продает свои услуги.
Алексей Захаров,
В этом случае дешево — значит плохо. С началом прокурорских проверок в ряде московских многоэтажек лифты просто выключили — вероятно, до тех пор, пока шумиха не уляжется.
Подробности — в сюжете корреспондента НТВ Романа Соболя.