Американские биржи фиксировали очередное падение нефтяных цен. В Нью-Йорке эталонные марки черного золота впервые за последние 12 лет опустились ниже 30 долларов. Знатоки нефтяного рынка и сами безнадежно запутались в этой детективной истории: что будет с ценами, где пресловутое дно, ниже которого нефть не провалится?
Добывать нефть, когда она стоит меньше 40 долларов, для большинства американских компаний убыточно. Более 30 из них, пока небольших, уже обанкротились с долгами в районе 13 миллиардов долларов. В
Это очередной удар по американскому среднему классу, которому и так изрядно досталось за последнее десятилетие. Там, где нефть была настоящей основой жизни, следы кризиса видны невооруженным глазом. Цены на бензин упали, но на продукты, жилье, медицинскую страховку и прочее они продолжают расти. Так что особой помощи от дешевого барреля, кроме упавших цен на бензин, Америка не получает.
Однако, нейтрализовав на время сланцевую угрозу, страны ОПЕК не остановились. И сейчас дешевеющая нефть стала оружием для дальнейшего передела глобального рынка.
Сергей Хестанов, эксперт в сфере макроэкономики: «Весьма вероятно, нас ждет война скидок. И более того, первый залп этой войны скидок уже прозвучал. Саудовская Аравия начала агрессивно предоставлять скидки, даже демпинговать — прозвучало слово это на европейском рынке».
На европейском рынке арабские страны все жестче конкурируют с Россией. Тактика проста: за счет демпинговых предложений получить новые контракты, новые площадки, а потом, установив свою монополию, можно будет и цены поднять. Запас нефтяной и золотовалютной прочности у стран Персидского залива есть. По некоторым расчетам, та же Саудовская Аравия пять лет может продавать нефть по себестоимости в ущерб госбюджету.
По другим оценкам, не так уж все спокойно в Саудовском королевстве. У страны раздутая «социалка», большая часть молодежи сроду не работала, сидя на шее госбюджета. И эта среда, пропитанная радикальным исламизмом, лишившись части пособий, может взорваться. При дефиците бюджета в 20 процентов саудовские власти уже ищут дополнительные деньги за счет приватизации госсобственности.
Тем временем на мировой рынок выходит еще один игрок — Иран. За годы санкций он накопил в нефтехранилищах до 80 миллионов баррелей нефти и заявляет о перспективах добычи одного миллиона баррелей в сутки. Иран также намерен сражаться в демпинговой войне за мировой рынок. Мрачные прогнозы о цене нефтяной бочки в
Российская «нефтянка» такие цены выдержит. Но для бюджета это будет сложный период. Саудовская Аравия и некоторые другие нефтедобывающие страны рассчитали