На этой неделе исполнилось 190 лет важнейшему событию в русской истории восстанию декабристов. Кем были эти люди предтечами кровавой революции, разрушившей страну, или предвестниками демократических свобод?
Образы декабристов в русской истории и общественном мнении получали разнообразные трактовки не раз. А первая книга об участниках восстания на Сенатской официально вышла только в 1905 году — спустя 80 лет.
После смерти Александра I, так и не решившегося на реформы, возникла заминка с передачей власти — империя присягнула его брату Константину, но отказ Константина от престола
Этим и решили воспользоваться заговорщики, выводя войска на площадь. С одной стороны — давняя русская традиция дворцовых переворотов в мутной ситуации с престолонаследием, а с другой — начало совсем новой традиции идейного раскола элит.
В рядах оппозиционеров единства не было — они выступали за конституцию, парламент и отмену крепостного права. Но вот пути предлагали разные и о методах спорили даже на площади: давить ли на царя, чтобы послушал их, или просто убить его и всю династию; оставить конституционную монархию или провозгласить республику.
Те, кого через десятилетия разбудят декабристы, ради идеи будут готовы преступить любые границы, а те, кого уже разбудят они, будут идеями прикрывать свое стремление к власти — и в этом кровавом кольце истории протест декабристов и вправду выглядит благородным и отчаянным порывом за все хорошее против всего плохого, который
Тему восстания декабристов и исторические последствия событий 1825 года в студии программы «Точка» также обсудили политик Борис Надеждин и писатель Юрий Поляков. Подробности — в видеоматериале.