Кто стоит за рейдерскими атаками на российские объекты? Пансионаты, санатории из-за чего и почему спор?
Захватнические настроения. В Крыму на минувшей неделе подвергся рейдерской атаке один из принадлежащих России объектов — пансионат «Заря». И хотя желания «людей в черном» не совпали с их возможностями, говорить о том, что история подобных покушений этим и будет исчерпана, увы, не приходится.
Таких лакомых кусочков на территории полуострова — сотни. Желающие угоститься — пусть даже придется пустить в ход грубую силу — всегда найдутся. Что, впрочем, не удивительно: корнями
Корреспондент НТВ Юрий Кучинский, который пытался дойти до самой сути, услышал — как всегда образное — мнение Виктора Черномырдина и встретился со Львом … Толстым.
Лев Николаевич Толстой — фигура историческая. Ну, хотя бы в масштабах полуострова. В его рассказах — истоки крымской войны. Современной, крымской курортной войны. Тактика нападения и обороны в ней практически не изменилась, с тех пор, как Лев Николаевич (начальник здешнего отдела могущественной «девятки» — охранного управления КГБ) передавал Украине святая святых — Крымские правительственные дачи. После Беловежских соглашений спор о них едва не дошел до драки.
Лев Толстой,
Первый незалежный президент Кравчук нанес упреждающий удар: по его указу дачи полагалось взять под украинский контроль. Указ президента Ельцина требовал не отдавать ничего, но вышел он на два дня позже решающего момента. Караул устал и сдал оборону.
Лев Толстой,
В 1994 году российский президент отдыхал в Крыму уже на правах гостя. Лев Толстой, в силу профессии внимательный к деталям, запомнил, как упрекала мужа за потерю крымских резиденций первая леди страны.
Лев Толстой,
С тех пор и повелось — война бумаг и нервов. И даже с
Вот только где найти сегодня отчеты советских ведомств эпохи оттепели и застоя? Да если и найдешь, не всегда предъявишь.
Анатолий Андрюшин, ответственный секретарь
В год по чайной ложке, да и то не в каждый. За 16 лет работы комиссии Россия доказала свои права на 13 санаториев, Украина на пять. Еще примерно 400 разных объектов на юге остаются предметом спора, а значит, плохо лежат. И какие перспективы у курортного раздела — не разберешь.
Виктор Черномырдин, чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине. «Если еще мы десятилетие проговорим, уже там не о чем будет вообще разговаривать. Ни о какой собственности. Больше эмоций, чем дела. Ну, что мы так и будем? В одном месте маски, в другом месте маски… Невестке в отписку…Так не будет».
Время срывать маски в очередной раз наступило на минувшей неделе — когда в пансионат московского НИИ приборостроения пришли люди в черном, вооруженные дубинками и
Галина Васильева, представитель Фонда госимущества Украины: «Это здание на сегодняшний день принадлежит Фонду имущества Украины. К сожалению, Россия не доказала своей собственности на сегодняшний момент».
Подтверждать право собственности пришлось на кулаках. Персонал санатория «Заря» одержал убедительную победу. Российский МИД передал украинской стороне уже две ноты протеста против рейдерских захватов. Но совсем не факт, что суды бывшей братской республики не примут еще
Игорь Астахов, генеральный консул РФ в Крыму: «Только в рамках межправительственного соглашения должны решаться эти вопросы, но ни в коем случае судебными органами Украины. Я отслеживаю все эти вопросы, связанные с российской собственностью».
Советское наследство, которое никак не могут мирно поделить, как правило, не блещет современным качеством комфорта и требует огромных инвестиций в благоустройство, в ремонт. Инвестиций, которые рейдерам, может, и не по карману — так им и не надо. Отобрал — продал.
И вот такие ведомственные санатории и пансионаты — они и есть самый лакомый кусок, потому что уязвимы. Потому что нет у них денег содержать собственную службу безопасности и когорту профессиональных юристов. А слабых бьют в первую очередь — этот закон люди придумали раньше всех остальных.
В санатории «Полет»
Георгий Соколов, директор пансионата «Полет»:
Хоть и отбились, но все равно не скажешь: три года — полет нормальный. Уникальная лечебница едва дышит, принимая гостей лишь от случая к случаю, постоянно находясь под угрозой снова оказаться осажденной крепостью, которой захватчики перерезали свет и воду. Инженерные сети — общие с соседним пансионатом, а его Россия уже отдала рейдерам.
Георгий Соколов, директор пансионата «Полет»: «Они же могут все что хочешь сделать. Люди приедут отдыхать, а здесь конфликт, а здесь захват».
В этой ситуации начинает казаться, что найти поддержку российским пансионатам проще не на родине, а у местных, даже не обязательно пророссийских политиков. Многие в Крыму смотрят на проблему весьма прагматично.
Олег Родивилов, депутат Верховной рады Автономной Республики Крым: «Нужно объяснить гражданам, что российские санатории — это объекты, которые платят супервысокую аренду за землю, и супервысока рентабельность в глазах нашего бюджета».
Однако рентабельность рейдерской работы в
Валентина
Леонид Пилунский, депутат Верховной рады Автономной Республики Крым: «Теперь уже можно делать упор на то, что Россия хочет у нас
Шлагбаум, пост охраны, забор по периметру — и действительно никто не будет беспокоить. ЧОПом не возьмешь, как в «Заре», где просто связали