В начале этой недели высокие политические умы озадачились одной из главных неполитических проблем нашей планеты экологией, собравшись на саммит в Париже. Но некоторые эксперты уверены, что глобальное потепление старательно раскручиваемый миф.
Владимир Сывороткин, доктор
Любой здравомыслящий человек согласится с тем, что промышленные и прочие выбросы в атмосферу надо сокращать. И дело не только в пресловутом глобальном потеплении — в больших городах давно дышится с трудом. За 100 лет концентрация парниковых газов увеличилась в два раза.
Пока ученые спорят, кто больше вредит окружающей среде, факт остается фактом: климат меняется. Но политики и экономисты не были бы таковыми, если бы не попытались извлечь выгоду даже из экологических проблем.
Сейчас в Париже идет большая игра: с одной стороны — страны развивающиеся, с другой — промышленные флагманы — США и Западная Европа. У них свои интересы. Не исключено, что под лозунгом защиты природы будут созданы новые инструменты давления на политических и экономических конкурентов.
Парижские соглашения подразумевают, что разные страны берут на себя обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов. Не уложился в установленные рамки — покупай квоту на выброс СО2 у соседей, если у них заводы более чистые. Россия намерена снизить промышленные выбросы на 25% от уровня 1990 года, хотя сделать это в условиях западных санкций будет трудно.
Нынешние санкции мешают модернизировать предприятия, а за грязное производство нам грозят новые ограничения. Запад и прежде ловко манипулировал экологической тематикой. Например, говорили о разрушении озонового слоя. Как тотальная война с вредными аэрозольными баллончиками сказалась на озоновых дырах еще не ясно, зато в мире остался один монополист, производящий экологически «правильные» хладагенты — американский DuPont.
В свое время Россия по указке извне похоронила собственный авиапром: мол, наши самолеты были слишком шумными. Закупили Boeing и Airbus, но теперь и за их выхлопы придется платить. В Париже договорились создать многомиллиардный фонд — всем предложено скинуться, чтобы поддерживать экологические проекты в разных странах. Рулить денежными потоками, по всей вероятности, будет МВФ. Впрочем, не только развитые страны намерены зарабатывать на экологии.
В данном случае козырь России — тайга. Доказано, что именно сибирские леса — а не амазонская сельва — являются «зелеными легкими» планеты, поглощающими парниковые газы. То есть Россия — мировой экологический донор.
Пока переговоры в Париже идут трудно. Страны азартно торгуются, на данном этапе взятых обязательств по сокращению эмиссии СО2 не хватает для того, чтобы удержать потепление климата в пределах двух градусов.
Ученые считают: если этот порог будет пройден, погода на Земле пойдет «вразнос». Однако конференция в