Есть регионы на земле, в которых журналисты почти не бывают. Десятилетиями там идет гражданская война. Один из таких регионов Афганистан, сочетающий в себе и средневековые, и современные технологии. Еще несколько лет назад основной боевой силой в стране были талибы, с которыми и власти, и Запад, и даже порой мы имели возможность разговаривать. По большому счету, талибы это конгломерат пуштунских племен, восстанавливающих свой политический авторитет в Афганистане. Но на смену «Талибану» (организация запрещена в РФ) в стране идет ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Обе организации запрещены в России.
Несколько дней назад был убит новый лидер «Талибана» (организация запрещена в РФ) Мулла Мансур, который жестко противостоял ИГИЛ (организация запрещена в РФ). После его смерти вероятность того, что обезумевшие фанатики подчинят себе значительную часть Афганистана, резко выросла. Известие о том, что после ссоры между соратниками от полученных ранений скончался лидер движения «Талибан» (организация запрещена в РФ), пронеслось, как ветер по пустыне. Афганцы готовятся к возможным крутым переменам.
Регион Балх — это единственная провинция Афганистана, которая граничит сразу с тремя республиками бывшего Советского Союза: Туркменистаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Удобное стратегическое положение. Это понимают афганские пограничники, но осознают и талибы, поэтому провинция Балх для «Талибана» (организация запрещена в РФ) — это цель номер один.
Здесь говорят, что талибы не стремятся к внешней экспансии и не собираются прорубать окно в Среднюю Азию. Хотят подмять регионы, а потом вернуть верховную власть в своей стране. На фоне раздрая у талибов все чаще самые разные группировки приносят присягу «Исламскому государству» (организация запрещена в РФ). Среди новобранцев и бывшие бойцы «Талибана» (организация запрещена в РФ), разочарованные недостаточной жестокостью своих лидеров.
В отличие от талибов, у афганских игиловцев грандиозные планы. Они мечтают об огромной территории, которая вошла бы в состав всемирного халифата: от
Фарух Уруч, командир Центра специальных операций: «Я как командир спецназа скажу прямо: и те, и другие бандиты. Только флаги у них разные. У талибов белые, а у этих шайтанов — черные. Но скажу, что с талибами мы вели переговоры. А эти вдруг появившиеся террористы человеческого языка совсем не понимают».
У провинции Балх примерно 300 километров границы, 60 пограничных постов. Вдоль всей границы со странами бывшего Советского Союза у каждого афганского кишлака одна и та же картина: своеобразные блокпосты — пятиметровые стены из гравия, укрепленные металлическими сетками. На углах зоркие постовые — местные жители.
Ближайшие соседи России угрозу прямого вторжения афганских радикалов пока, видимо, не ощущают. Но это не значит, что ее нет. Переменчивый ветер северного Афганистана может задуть в другую сторону в любую минуту.