Петербургский художник написал портрет испанского короля, в котором зашифровал сразу несколько стилей живописи.
Парадный портрет короля Испании Хуана Карлоса создали петербургские художники. Во многом эта работа во много необычна.
Большая картина состоит из шести частей, каждая из которых написана в своем живописном стиле. При желании эти части можно собрать в другой последовательности и тогда получится совсем другая работа.
Портрет испанского короля рассмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Вдохновение на создание царственного портрета семейной паре Владимиру Комельфо и Зое Нориной пришло неожиданно. У петербургских художников родилась идея изобразить Хуана Карлоса I после их персональной выставки на испанском курорте Марбелья.
Они пожелали передать в дар королю эту работу. Комельфо подготовился основательно, изучив даже старый трактат о портрете коронованной особы.
Владимир Комельфо, художник: «У них был такой принцип, что писать надо не для современников, а для потомков. И ради этого образ можно облагораживать. Он должен быть красив, он должен быть примером для потомков».
Для потомков художники зашифровали в живописном полотне послание по истории искусств Испании и России. Произведение состоит из шести холстов. Правая часть имеет ссылки на творения русских мастеров. Часть, где изображены кисти рук короля — будто цитата из иконописи Дионисия, где тщательно прорисован кракелюр.
Фрагмент выше по стилю напоминает живопись петровского периода — так называемая порсуна. Верхняя часть портрета — в духе соцреализма и как бы обращения к Малевичу. За королем виден черный квадрат. Благодаря испанским консультантам, удалось точно изобразить детали королевского обмундирования, включая различные регалии.
Владимир Комельфо, художник: «Это не ордена, а знаки провинций, которыми владеет король Испании. Когда въезжаешь в Испанию, то говорят: „Вы приехали в королевство Испании“. Это звучит сильно. Я был в разных странах. Нигде не акцентировалось».
На трех левых холстах отражены эпохи испанской живописи. Нижний похож на картины времен раннего Возрождения и Колумба. Середина барочная, Здесь король закован в латы с позолотой. Дань многовековой традиции милитаризировать образ самодержца.
А верх некий отсыл к Пикассо и Гауди. Сами холсты тоже подобраны в соответствии с разными эпохами. От тонкой ткани до мешковины.
Зоя Норина, художник: «Вверху холста — время Пикассо, когда и мазок мог ложиться по этой фактуре более свободно, а ниже — эпоха Возрождения. Здесь должна быть более гладкая живопись».
На таком венценосном портрете авторы решили не подписываться псевдонимом Комельфо и фамилией Норина. Художники придумали специальный знак.
Если портрет будет подарен, то неизвестно, где он будет выставлен. Авторы шести холстов с изображением Хуана Карлоса I не мечтают о знаменитой галерее Прадо или
Авторы не знают, каков протокол представления портрета и можно ли дарить монарху такие подарки. Но как отказаться от затеи с королевским размахом?
Приобщаясь к искусству написания высоких особ, Комельфо и Норина могут в будущем войти в историю как художники, писавшие испанских королей, среди которых были Веласкес и Гойя. Действительно, неплохая компания.