В Российской национальной библиотеке приступили к оцифровке фондов. Это один из этапов по созданию Всемирного цифрового книгохранилища.
Интернет стирает межконтинентальные границы. В Париже официально заработал сайт Всемирной цифровой библиотеки. Теперь редкие рукописи, карты, киноленты и фотографии 33 стран планеты доступны любому желающему.
Процесс оцифровки уникальных документов начался четыре года назад. Россию в этом проекте представили три библиотеки — две из них расположены в Петербурге. Это президентская библиотека имени Бориса Ельцина, которую строят в здании Синода, и Российская национальная.
В специальном центре переформатирования РНБ побывал корреспондент НТВ Антон Давыдов.
Перевернул страницу, прижал к стеклу, запустил сканер, оценил результат. Так том за томом Кирилл переводит фонд Российской национальной библиотеки в цифры. С виду рутина. Но это как подойти к процессу, ведь читать не запретишь. Особенно когда закрытый фонд под сканирующим лучом.
Кирилл Измайлов, ведущий программист: «Все издания, как любимые дети. К каждому прикипаешь
Что из всего этого оцифрованного попадет во Всемирную электронную библиотеку до сих пор неизвестно. Задумано, что проект объединит информацию об истории конкретного народа и культуры. То есть каждый документ по идее должен быть особо отобран.
Ирина Линден, заместитель директора Российской национальной библиотеки: «Это не значит, что весь фонд пойдет стеллаж за стеллажом. Нет. Вместе с хранителями фондов, специалистами в области истории, культуры мы будет отбирать документы, которыми будет пользоваться весь мир в электронной форме».
Есть здесь и книги, и карты, и аудио, и даже видеоматериалы. Но понять, как их отбирали, практически невозможно. Например, Пушкин. Какая русская литература XIX века без него? А на электронных стеллажах его произведений не найти.
Можно пройтись и по истории. Ищем Ленина, который явно оставил след в истории страны. Упоминание на личность есть, а труды не опубликованы.
На оцифровку брошено, конечно, много сил. Как ни как грядет открытие еще и Российской электронной библиотеки. И как минимум странно, если она будет располагать теми же материалами, что и Всемирная. Да и электронный вид продлевает жизнь творениям.
Конечно, проще всего достать электронную версию книги из американских архивов. Их исторический багаж насчитывает всего 233 года. Но не отстают и европейцы. Они почти полностью поменяли бумагу на цифру. В России таких задач не ставят.
Ирина Линден, заместитель директора Российской национальной библиотеки: «Оцифровка требует большого количества средств. Даже если бы мы поставили такую задачу оцифровать все, что у нас есть, нам нужны невероятные капитальные вложения, сотрудники, а кроме того, технические средства».
Но все же