Заметным событием Пасхальной недели станет появление в храме при Третьяковской галерее списка Иверской иконы Божьей матери.
Заметным событием Пасхальной недели станет появление перед верующими списка Иверской иконы Божьей матери. Сегодня копия православной святыни покинула стены Третьяковской галереи — из реставрационной мастерской чудотворный образ доставили в храм при знаменитом музее.
Это произойдет впервые с конца
Корреспондента НТВ Юрий Кучинский следит за возвращением святыни.
Иверской иконе предстояло
Екатерина Зелезнёва, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: «Важно, чтобы икона побыла в этой упаковке
Получасовая прогулка по коридорам и залам галереи, потом вниз на лифте. Полчаса, ради которых годами велись жаркие споры. Споры о том, музейный это экспонат или священная реликвия, и место ему в галерее под присмотром ученых или в храме перед верующими. Это при том, что и те, и другие относятся к предмету спора одинаково трепетно.
И вот показательный итог.
Валентин Родионов, директор Государственной Третьяковской галереи: «Была очень большая проблема наладить музейный климат в таком огромном помещении. Но нам это удалось, и мы этим гордимся. Тут климат музейный настоящий, и за ним следят каждый день».
Иверская икона Божьей Матери один, завтрашний день, простоит в храме и вернется на реставрацию. Приложиться к ней верующие смогут, но только через толстое стекло.
Антонина Собаршова, реставратор высшей категории: «Это именно результат прикладывания, зацелованности иконы. Собственно, это говорит о том, насколько почитаем был данный образ».
Когда реставрация завершится полностью, икону снова перенесут в храм. Директор Третьяковской галереи теперь уже не исключает, что и знаменитая «Троица» Андрея Рублёва может повторить этот недлинный путь. Но только именно этот — в церковь, которая вплотную примыкает к галерее. В этот храм даже вход через галерею, а не каким бы то ни было иным образом.
Храм «Николы на Толмачах», так скажем, некая нейтральная территория, на которой может разрешиться конфликт интересов Третьяковской галереи и Русской православной церкви. У храма двойной статус. С одной стороны, это действующая церковь, с другой, — научный отдел галереи, подчиняющийся ее дирекции.
Таким образом, на острый вопрос, где должны храниться старые иконы — в музее или в храме, -найден простой, изящный, дипломатичный ответ: можно и в храме, но только не вынося из музея. Кстати, в этот научный отдел не благословляется входить в верхней одежде и здесь работает гардероб.