Лет десять назад проблема СПИДа сошла с первых полос газет и журналов, и многие наши обыватели пребывали в благодушной уверенности, что все под контролем, эпидемия остановлена. Но СПИД, как говорится, не спит. За это время число ВИЧ-инфицированных в России увеличилось вдвое. Зарегистрировано 950 тысяч носителей вируса. Больше 180 тысяч человек уже умерли. Это официальная статистика.
Вадим Покровский, руководитель Федерального научного центра по профилактике и борьбе со СПИДом: «ВИЧ-инфекция она протекает скрытно. До 10, иногда даже 20 лет нет признаков заболевания. Мы рассчитываем, что примерно еще столько же, сколько зарегистрировано, сейчас живет и не знает, и распространяет вирус. И в этом самая большая опасность, что она распространяется незаметно».
В прошлом году выявили 90 тысяч новых инфицированных. В этом году — еще 100 тысяч. Болезнь косит не только наркоманов и геев. Почти половина пациентов СПИД-центров — люди обычные.
ВИЧ-инфицированным приходится ежедневно пить кучу таблеток, строго по часам. Препараты подавляют вирус, не давая ВИЧ-инфекции стать болезнью, СПИДом. И прожить можно столько же, сколько живут другие, здоровые люди.
Вадим Покровский: «Самое страшное не то, что мы сейчас потратим на лечение, а если мы не потратим, то потеряем очень много производительных сил. Я не говорю о смерти людей, даже с экономической точки зрения не сделать что-то для спасения этих людей — значит нанести ущерб государству».
За рубежом есть новые препараты, но они дорогие. В России экономят. Собственных препаратов нет, их разработка свернута. Покупаем дженерики в Индии и Китае. Врачи говорят, что эти лекарства как старый автомобиль — драйва мало, но ехать можно.
Что такое 20 миллиардов, запрошенных Минздравом? Звучит внушительно, но в этом году на закупку медикаментов, необходимых ВИЧ-инфицированным, потрачено 17 миллиардов рублей. И лекарств хватило для обеспечения примерно 20% пациентов. 20 миллиардов дополнительно — это помощь еще 25–30%. Но больше половины пациентов все равно остается без лечения. Что касается профилактики СПИДа, то дополнительное финансирование на нее, судя по всему, не предусмотрено.
ВИЧ-пациенты говорят, что случаи, когда врач просто отказывает больному в лечении, довольно редки. Но в России существенно занижены нормативы, согласно которым назначается антиретровирусная терапия. В этом случае лекарства выписывают тем, у кого уже появились признаки ослабления иммунитета. В богатых странах это делают заранее, сразу после выявления у человека ВИЧ. И там эпидемия идет на спад. Помимо закупки таблеток, нам нужна и массированная информационная кампания: что это за болезнь, каково лечение и где можно сдать анализ на СПИД. Добровольно и анонимно.
Подробности — в репортаже НТВ.