На флоте сегодня чтят память 42 подводников, ставших жертвами одной из самых страшных техногенных катастроф в истории российского ВМФ.
Трагедия произошла 20 лет назад в Норвежском море. 7 апреля 1989 года погиб «Комсомолец» — атомная субмарина К-278. В живых остались 27 человек. Остальные погибли на борту «Комсомольца» или от переохлаждения в ледяной воде.
Первая и единственная лодка проекта «Плавник» встала в строй в 1984 году. Уникальная для своего времени, она установила до сих пор не побитый рекорд погружения — 1029 метров, выполнив при этом успешные торпедные стрельбы. Причиной гибели «Комсомольца» стал пожар.
За живучесть лодки экипаж боролся несколько часов. В 17:08 по Москве — в это время сегодня на всех кораблях Северного флота будут приспущены флаги — «Комсомолец» стремительно пошел ко дну.
Корреспондент НТВ Илья Федосов встретился с теми, кто видел все это своими глазами.
Подводная лодка «Комсомолец» могла погружаться на тысячу метров, была практически неуязвима для торпед, но погибла от локального возгорания. Специалистам удалось восстановить картину гибели лодки, но она будет неполной без рассказа тех, кто нес на атомоходе службу 7 апреля 1989 года.
Борис Коляда, в 1989 г. — заместитель командира дивизии по боевой подготовке, старший офицер АПЛ К-278: «Трель такая, прерывистый звонок, аварийная тревога, пожар в седьмом отсеке».
Андрей Зайцев, в 1989 г. — инженер дивизиона живучести АПЛ К-278: «Это, возможно, воздух, который должен был идти на продувание цистерны главного балласта номер десять, пошел в отсек. И, по сути, в отсеке создалась мартеновская печь».
Борис Коляда, в 1989 г. — заместитель командира дивизии по боевой подготовке, старший офицер АПЛ К-278: «Началось лавинное нарастание аварийной обстановки. Прекратилась связь с пятым отсеком, из пятого по телефону доложили, что у них взорвались пары масла, и больше связи не было».
Андрей Махота, в 1989 г. — командир реакторного отсека, АПЛ К-278: «Дернулась ручка кремальера. Но нашим законам, без команды переходить из отсека в отсек нельзя. Тогда мичман схватил ручку и удержал, чтобы приборочную дверь не открыли. Это было единственное. Мы уже почувствовали, что что-то в пятом случилось. Как оказалось, там был объемный пожар».
Борис Коляда, в 1989 г. — заместитель командира дивизии по боевой подготовке, старший офицер АПЛ К-278: «Это когда горит все в отсеке. Это не просто горит какой-то костер или отдельный насос, это горит в отсеке все! Воздух — это сплошная масса огня в отсеке».
Александр Кожанов, в 1989 г. — старшина команды гидроакустиков АПЛ К-278: «Из седьмого отсека по этим шлангам, дыхательным аппаратам угарный газ стал расходиться по всей подводной лодке. Как потом оказалось, во втором отсеке очень много людей, которые включились в эти шланговые дыхательные аппараты, они на них так и повисли».
Борис Коляда, в 1989 г. — заместитель командира дивизии по боевой подготовке, старший офицер АПЛ К-278: «Уже видно, что увеличивается дифферент лодкина корму, и увеличивается довольно интенсивно, поэтому была дана команда по лодке — всем срочно выйти наверх и спустить аварийные спасательные плоты на воду».
Андрей Зайцев, в 1989 г. — инженер дивизиона живучести АПЛ К-278: «Серое небо, темно-серое море, и вот на этом темно-сером фоне вдруг поднимается черный крест. Такая, в общем-то, впечатляющая картина».
Игорь Калинин, в 1989 г. — инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Командир уходил вместе с лодкой. Просто вышел, поднялся… В принципе, у него была возможность уйти на воду, броситься в воду, но он этого не сделал, поскольку люди остались внизу. Согласно корабельному уставу, командир покидает корабль последним. Командир посмотрел в небо, спустился в подводную лодку и пошел вместе с лодкой, с оставшимся экипажем на дно».
Борис Коляда, в 1989 г. — заместитель командира дивизии по боевой подготовке, старший офицер АПЛ К-278: «Лежали в воде, периодически волной кого-то смывало с плота, у кого-то не было сил. К сожалению, и ни у кого уже не было сил оказать им помощь, потому что руки деревенели в этом холоде и держались зубами за робу соседнего».
Игорь Калинин, в 1989 г. — инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Два человека из нашего экипажа погибли именно на спасателе — после того, как их подняли наверх. Врачи потом скажут, что начались необратимые процессы в организме».
Из 69 членов экипажа в живых остались 27. Причина возгорания в седьмом отсеке до сих пор не установлена. Лодка по-прежнему лежит на дне Норвежского моря.