Как глубинка теснит Москву с пьедестала? Над чем рыдает Россия и чему завидует столица?
Не кассой единой. На минувшей неделе приблизился к экватору один из главных театральных фестивалей страны — «Золотая маска». Эксперты отмечают: среди участников как никогда много провинциальных театров.
Это, впрочем, не удивительно. Ведь именно в глубинке на зависть столице, избалованной гонорарным и звездным блеском, сегодня рождаются
Чтобы вникнуть в революционную ситуацию, корреспонденту НТВ Айрату Шавалиеву пришлось на степные танцы в исполнении героев Шекспира посмотреть и разобраться, откуда у Станиславского ленинский прищур.
Грязную раннюю весну в городе Лысьве даже аборигену пережить не просто. Если же ты натура мятущаяся, а за твоей спиной
Поначалу веселили лысьвенские монументы и радовал вид из окна квартиры, арендуемой театром, теперь спасается только работой. Петербуржский режиссер Тимур Насиров из второй столицы России уехал не в первую и даже не в столицу Урала. Уже три сезона его имя — на афишах Лысьвенского театра драмы.
Тимур Насиров, главный режиссер театра драмы им. А. А. Савина: «У нас умерла актриса молодая, красивая, талантливая. Заменить некем. Вообще в маленьком театре, в театре маленького города заменить никого некем».
Незаменимые в театре есть — это первое правило провинциального театра. Другого зрителя у меня для вас нет — второе, что пришлось усвоить приезжему режиссеру.
Тимур Насиров, главный режиссер театра драмы им. А. А. Савина: «Зритель послушно досиживает до конца, в финале устраивает овацию и встает. Причем происходит это на любом спектакле. Я чувствовал себя сначала идиотом. А потом до меня дошло, что это ничего не значит, это привычка».
Зритель шокирует режиссера, но и режиссер отвечает взаимностью. За три года в Лысьве — десять постановок и все без традиционных кринолинов. Самый свежий по времени и по форме — «Третья смена». В зале театра сегодня старшеклассники с учителями. После спектакля никто не расходится — кажется, назревает буря.
Преподаватель: «Дети, которые посмотрели спектакль первый раз, пришли в школу и в разговоре у них — нецензурная брань. Им учитель делает замечание, они говорят, что вчера в театре это видели».
Тимур Насиров, главный режиссер театра драмы им. А. А. Савина: «Я уверен, что каждый из нас, даже учитель русского языка, и матом ругается, и коряво разговаривает».
Что бы ни говорила учитель русского языка, 200 рублей, которые она заплатила за билет, театр не прокормят. Именно благодаря новой драме Лысьвинский драматический стал любимцем больших столичных фестивалей. Как следствие — деньги на «Третью смену» дал известный московский олигарх.
Единственный на всю Лысьву кинотеатр закрылся 20 лет назад. Теперь в городе только два источника радости — боулинг и театр драмы. Казалось бы, при отсутствии конкуренции храму искусства успех гарантирован. Но даже у хороших провинциальных театров настоящая жизнь начинается только тогда, когда о них узнают в столицах.
Евгений Миронов, народный артист РФ, художественный руководитель «Театра наций»: «Я сам из Саратова, даже из Саратовской области. И я прекрасно понимаю, как трудно пробиваться из провинции».
Актер, руководитель столичного «Театра наций» Евгений Миронов еще и основатель Фестиваля театров малых городов России. Он проходит раз в два года именно в Лысьве. Если фестиваль тебя заметит, есть шанс повторить судьбу Магнитогорского театра драмы.
Что для магнитогорца смерть, для московской гостьи — источник вдохновения. По набережной вдоль страшных труб местного комбината гуляет столичный драматург Ольга Мухина — сеет среди жителей разумное, вечное.
Ольга Мухина, драматург: «Я написала пьесу про диджея, приходите, посмотрите. Завтра будет спектакль».
В магнитогорском театре имени А. С. Пушкина премьера ее пьесы под названием «Летит». Магнитогорцы играют московскую жизнь.
В фойе театра хранится «Золотая маска» за прошлый год — за «Грозу» в постановке петербуржца Льва Эринбурга. После победы они объездили полмира, заработали денег и теперь могут себе позволить и московского драматурга, и питерского постановщика. А молодые магнитогорские актеры не желают столичной судьбы.
Андрей Майоров, актер: «Все, что я видел в Москве, можно как раз назвать провинциальным. Там все живут деньгами и вообще в другом ритме, то есть там царит абсолютный пофигизм».
На премьеру спектакля «Летит» на несколько часов заехал Олег Лоевский — единственный в своем роде театральный менеджер в стране.
Олег Лоевский, заместитель директора екатеринбургского Театра юного зрителя: «С января этого года я посмотрел более 70 спектаклей — от Парижа до Мотыгино».
Завлит екатеринбургского ТЮЗа, организатор нескольких фестивалей… Это он привез в Лысьву Тимура Насирова, а в Магнитогорск — Ольгу Мухину. У российских театров две беды — деньги и подвижники, то есть нехватка того и другого.
Олег Лоевский, заместитель директора екатеринбургского Театра юного зрителя: «Государственная политика в области театра в этом отношении должна быть более сочувствующей, щадящей и осмысленной. Потому что в малых городах театр — градообразующий элемент».
На нынешнюю «Золотую маску» из
Олег Юмов, режиссер: «Не дворцовые интриги, а такие юрточные, степные
Он забьет камчой прежнего короля Шотландии и под звуки бурятского инструмента ятаг заберется на трон, чтобы под степные танцы лишится жизни. Бурятский Макбет обречен на большой успех.
Олег Юмов, режиссер: «С корнями глубокими,
Ученик знаменитого Сергея Женовоча, режиссер Олег Юмов вернулся из Москвы в
Исполнитель роли Макбета: «Может, уеду в Москву и там останусь».
Кирилл Серебренников, режиссер: «Надо жить там, где тебя судьба выбросила».
Самый звездный режиссер поколения Кирилл Серебренников сам, однако, в родном
Кирилл Серебренников, режиссер: «У нас театр воспринимается в лучшем случае как забава губернатора, либо в плохом случае все это забрасывается, а внимание губернатора уделяется женской гандбольной команде».
Только государственная поддержка спасет региональный репертуарный театр, уверен он.
Кирилл Серебренников, режиссер: «Речь идет о помощи, которую оказывает государство, людям, которые делают театр там, где заканчиваются рельсы».
Но театры в России есть и там, где заканчиваются не рельсы, а дороги. В разгар театрального сезона в деревню Мотыгино можно попасть только на вертолете — от Красноярска 500 километров, а дороги размыло. Входящим в бывшее здание геологической экспедиции подмигивает портрет.
Татьяна Ткачук, директор Мотыгинского районного муниципального театра: «Раньше это был портрет Владимира Ильича Ленина. Теперь портрет Ленина превратился в портрет Станиславского».
Пока прима театра накручивает себе бигуди, художник по костюмам мучается. Сегодня французский водевиль, а откуда в Мотыгино взяться парижским модам? Грим и костюмы часто довольно легкомысленны — на комедии здесь большой спрос.
Сергей Ханков, главный режиссер Мотыгинского районного муниципального театра: «Зрители говорят, что устали плакать».
Как в любом маленьком театре, премьера здесь — каждый месяц. Если жителей четыре тысячи человек, спектакль не может жить долго. Очевидно, в Мотыгино театр более чем
Ольга Ханкова, актриса: «Мне
Но ничего — неугомонный Лоевский заезжал в Мотыгино на прошлой неделе. Глядишь, и появится под портретом