Как сводят счеты на трудовом фронте? Когда пренебрежение кадрами влетает начальству в копеечку?
Одной из острейших проблем остается сегодня ситуация на рынке труда. Однако, как выяснилось на минувшей неделе, главы ряда российских регионов пребывают в неведении и относительно того, что у них происходит в данной сфере и какие меры по этой части предлагаются правительством.
Оздоровлению обстановки не способствует и своеобразная «гонка вооружений», которая развернулась между работодателями и работниками. Первые вооружают своих кадровиков новыми навыками и зовут на помощь
Разумно ли и то и другое, разбирался корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.
На специальном тренинге
«К Вам бывали и нарекания, и в профессиональном плане Вы тоже недостаточно успешны. Поэтому мы вынуждены уволить Вас», — говорят предполагаемой сотруднице.
Обида в сердце, но информация в голове. Неизвестно еще, что придуманная Алла Борисовна знает и умеет. Уходя прочь с таким багажом, бывший работник может ответить работодателю грубо и ощутимо для бизнеса и оставшихся сотрудников. Поэтому работодателю надо к подчиненным быть уважительнее.
Анна Васенина, главный редактор журнала «Кадровое дело»: «Увольняясь, сотрудник, допустим, может унести с собой ноутбук или заменить
В детективном агентстве признаются: работы прибавилось.
Виктор Шевченко, директор группы компаний: «Естественно, работы стало больше, потому что проблема кризиса не в том, что это кризис неплатежей. Сейчас возник кризис доверия».
Детектор лжи от такого кризиса только выиграл. Теперь конкурентов на одно рабочее место работодатели шлют отвечать на вопросы, пытаясь себя обезопасить от вероломства. Кто честнее, тот остается в штате.
Полиграфолог: «Вы совершали
Испытуемый: «Нет».
Полиграфолог: «Информационных технологий?
Испытуемый: „Нет“».
Полиграфолог: «Произошел легкий спазм
Испытуемый не скрывает: корысти ради он идет на тест.
Испытуемый: «Из двух
И вот человек за компьютером узнает все тайны офисного планктона. На мониторе — секс, ложь и видеографики измен и шантажа.
Представитель компании: «Если бы Вы отказались проходить этот тест, Вас бы сразу уволили?»
Испытуемый: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Все решают те, кто платит деньги».
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости: «И работодатель, и работник только при условии согласия могут участвовать в такого рода проверках. Во всяком случае, отказ работника от детектора лжи не может являться основанием для отказа в заключении трудового договора».
В Интернете дискуссии о том, как отомстить начальнику, ведут открыто и даже обмениваются советами. Например, можно уничтожить важные документы или продать их, или разместить в Интернете так называемую антирекламу этой фирмы. Также предлагают сходить в церковь, помолиться, пожелать компании процветания и успокоить душу.
Но есть не только Божий суд. Трудовое законодательство и уголовный кодекс все предусматривают. Месть и закон несовместимы.
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости: «Другое дело, что работник является носителем
Когда сотрудник охранного агентства напился и не вышел охранять клиента, его уволили. На следующий день он пришел с больничным листом и обещал подать в суд. Но детективы установили, кто выписал их пьяному сотруднику больничный.
Виктор Шевченко, директор группы компаний: «Супруга нашего сотрудника работает в регистратуре клиники. Мы хотим, чтобы общество не однобоко понимало ситуации взаимоотношений работник — работодатель».
В городе Воронеже сотрудник телефонной службы получает новое сообщение о перерезанных проводах. Он подозревает: это делает
«110 кабелей срезал, свыше тысячи людей остались без телефонной связи!» — возмущается человек.
Александр Дремух, начальник службы по связям с общественностью Воронежского филиала телекоммуникационной компании: «Даже если предположить, что этот человек уволен, все равно здесь наблюдается либо криминальный характер, либо психические отклонения».
Когда работодатель не прав, закон на стороне работника. Нельзя соглашаться, чтобы человека вынудили уволиться по собственному желанию. А сокращение предусматривает обязательную компенсацию.
Обиды взаимные происходят, когда все стороны стараются обойти закон. Но здесь уже больше вопрос этики, чем закона. Если работодатель безответственно подходит к подчиненным, это ему может аукнуться.
Наталья Киршева, генеральный директор консалтинговой компании: «Что рекомендуется? Рекомендуется договариваться с людьми, думать о последствиях для фирмы».
От слов и поведения работодателя зависит, не захочет ли сотрудник после такого разговора утащить с работы флешку или целый жесткий диск с конфиденциальной информацией. Или переманить клиентов фирмы к конкуренту, что для бизнеса может быть не менее ощутимо.
И это тоже этический вопрос, ведь на хамство у нас и ответят хамством. На работе, как в семье, можно развестись цивилизованно, а можно с битьем посуды и дележом имущества.
Из любого кризиса нужно извлекать уроки. Нынешний может помочь лишний раз понять, что отношения начальство — подчиненный взаимозависимы, и выстраивать их нужно с обеих сторон.
Анна Васенина, главный редактор журнала «Кадровое дело»: «Если работодатель при увольнении соблюдает права работника, а работник, соблюдая свои права, еще и выполняет свои обязанности, то должно быть все хорошо».
В службе по труду и занятости, тем временем, говорят, что если кризис дна и не достиг, то безработица это дно уже миновала.
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости: «Например, в январе еженедельный прирост был порядка 50 тысяч безработных. Сейчас это уже порядка 30 тысяч безработных. Это говорит о том, что темпы прироста уже снижаются».
Получается, что у смоделированной Аллы Борисовны есть надежда вернуться к смоделированному начальнику, который ее так ценит.