Какие рецепты выписали миру в Лондоне?
Шаг в правильном направлении. Так в Москве оценили итоги лондонского саммита «большой двадцатки» — главного события минувшей недели.
О потенциале достигнутого компромисса, а также о перспективах
Когда встречается столько влиятельных людей, грех не сфотографироваться. Пробовали дважды: сначала опоздал канадский премьер, затем не пришел итальянский. Остаться в истории всем вместе, по крайней мере на фото, мировым лидерам так и не удалось.
В остальном же итоги лондонской «большой двадцатки» порадовали многих. Биржевые индексы, застывшие в ожидании положительных новостей из британской столицы, по окончании саммита уверенно поползли вверх.
В отличие от прошлогодней встречи в Вашингтоне, на этот раз
Без политической патетики, характерной для крупных международных соглашений, из почти 30 пунктов итогового коммюнике лучшего всего запоминаются цифры. Общая финансовая помощь по итогам саммита — 1 триллион 100 миллиардов.
Договариваться было непросто, ведь каждый участник «двадцатки» гнул свою линию. Америка и Британия перекраивать коренным образом нынешнюю либеральную модель рынка не хотели, предлагая взамен «финансовый стимул» — закачку в мировую экономику еще больше денег. Евросоюз в лице Франции и Германии противились как могли. Саркози, игравший на публику дома, грозился демонстративно уйти, если требования Парижа и Берлина о жестком регулировании рынков не учтут. Но все обошлось, каждая страна приняла на себя финансовые обязательства. Не осталась в стороне и Россия.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Что касается нашего вклада. Мы свою позицию на эту тему уже давно сформулировали. Наша позиция заключается в том, что мы будем предоставлять помощь в тех размерах, которые, естественно, еще подлежат окончательному согласованию. Но значительная часть этой помощи — уже сегодня мы можем сказать — пойдет по линии так называемого антикризисного фонда стран ЕврАзЭС, который, как вы знаете, сейчас создается. И общий объем этого фонда определен в 10 миллиардов долларов. А также по линии наших двусторонних соглашений с государствами, с которыми мы состоим в таких контактах».
Саммит «большой двадцатки» — два дня плотного рабочего расписания. Для российского лидера оно началось чередой двусторонних переговоров, а завершилось выступлением в одном из самых престижных учебных заведений Великобритании — Лондонской школе экономики и политических наук. О большой политике и экономике студенты и преподаватели расспрашивали Медведева около двух часов. Тема нового
Действительно, переговоры Медведева и Обамы — самое заметное политическое событие саммита. Слишком долго у Москвы и Вашингтона не было для мира хороших новостей. Начало подготовки нового соглашения о сокращении ядерных арсеналов, желание возобновить диалог о системе противоракетной обороны США в Европе — все это только укрепляет, как принято говорить, «умеренный оптимизм» сторон. Американские ракеты у российских границ — ошибка, считают в Кремль, но ее совершила прежняя администрация.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «У меня был разговор на эту тему с президентом Соединенных Штатов. Как минимум я могу сказать, что со стороны Соединенных Штатов Америки сегодня есть желание слушать наши аргументы. Они не пытаются отрезать и сказать, что этот вопрос решен и нечего обсуждать. Поэтому, если мы приложим старание с двух сторон, я считаю, что мы можем найти выход из этой неприятной ситуации».
На своей лондонской встрече Медведев и Обама коснулись, пожалуй, всех спорных вопросов, в том числе и
Дмитрий Медведев, президент РФ:
Кавказские события заставили многих
Дмитрий Медведев, президент РФ: «НАТО нужно думать прежде всего о том, чтобы сохранить внутреннее единство и солидарность, не создать проблем для самих себя и не обострить отношения со своими соседями, в том числе и с такими соседями, как Российская Федерация. И прежде чем принимать решение, скажем, о расширении Блока, нужно думать об этих последствиях. Я вчера об этом откровенно рассказал своему новому товарищу — президенту Соединенных Штатов Америки Бараку Обаме».
Свое общение с новым товарищем Медведев продолжит уже через несколько месяцев. В начале июля американского президента будут принимать с официальным визитом в Кремле. К этому времени станет понятнее, удалось ли двум лидерам и главам других стран «двадцатки» изменить негативный настрой мировой экономики.
Делать прогнозы — занятие неблагодарное, тем более в нынешней ситуации. Несмотря на громкие заявления отдельных участников саммита, у российской стороны сохранен осторожный подход.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я не возьмусь, конечно, сегодня сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется. Сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в
В последнем пункте принятой на лондонском саммите декларации все члены «двадцатки» заявили, что готовы перейти от слов к делу. В ближайшие месяцы финансовый рынок проверит эти слова на прочность.
Последний раз мировые лидеры обсуждали экономический кризис в Лондоне в начале
Вскоре, используя протекционизм, национальные экономики закрылись друг от друга, а мир погрузился в Великую депрессию, выбраться из которой, как это ни прискорбно, помогла Вторая мировая война. В начале XXI века повторить такой сценарий никто не желает, а значит, придется встречаться столько, сколько потребуется. У саммита «большой двадцатки» будет продолжение.
Следующий саммит «большой двадцатки», намеченный на сентябрь, вернется туда, где нынешний кризис ощутили первыми, в самый центр рыночного либерализма —