В Русском музее проходит выставка, посвященная 250-летию Владимира Боровиковского.
В Русском музее проходит выставка, посвященная
Религиозные полотна мастера рассматривала корреспондент НТВ Юлия Олещенко.
Вместо перерезания традиционной ленточки — молебен. Такую выставку иначе и не откроешь. Если верить воспоминаниям современников Владимира Боровиковского, то к работам на религиозные темы мастер приступал после посещения храма. А уже приготовив холст, просил читать вслух Евангелие. Даже музейную экспозицию в честь
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVII- первой половины XIX вв. Государственного Русского музея: «Не храм, но некий образ храма. От входа вы идете к алтарю, к царским вратам и перед вами оказывается алтарная композиция. Неслучайно здесь и аналой с иконой, как это положено».
Это наименее известная часть творчества Владимира Боровиковского. Впервые в нескольких залах удалось собрать религиозные работы из разных музеев: Русского, Третьяковской галереи,
Картина — своеобразный автопортрет. Мужчине, одетому в повседневную одежду, является Христос. В названии упоминается слово сон. Но портретное сходство и фрагмент другой известной работы Боровиковского не дают возможности усомниться в том, о чьих впечатлениях рассказывает автор.
Елена Столбова, старший научный сотрудник отдела живописи XVII — первой половины XIX вв. Государственного Русского музея: «Он написал на короне о событии в ночь с
Потомственный иконописец очень скрупулезно подходил к трактовке библейских сюжетов. Большинство работ Боровиковский снабжал подробными ссылками на тот или иной фрагмент Евангелия. Просто некоторые цитаты на полотнах удалось обнаружить лишь во время реставрации, сняв несколько слоев лака.
Работу, датированную 1824 годом под названием «Распятие», сегодня экспонируют впервые. Потому что в коллекцию Русского музея эта картина попала лишь в прошлом году, благодаря усилиям Министерства культуры.
Ее удалось выкупить из частного собрания. В том, что это Боровиковский, эксперты нисколько не сомневались, хотя подпись автора удалось обнаружить не сразу. Боровиковский сделал ее черной краской на темно коричневом фоне.
Многие религиозные картины Боровиковского погибли или остались неизвестными. Атеистическая политика советского государства не поощряла музеи собирать эти шедевры. Русскому музею повезло больше, чем другим.
Например, восемь икон для Троицкой церкви на Смоленском православном кладбище сюда передали сами церковнослужители еще в 1906 году. Эти работы критики традиционно считают незаконченными. Художник продолжал писать их до последнего дня. Хотя, с точки зрения верующего, в данном случае незавершенность скорее свидетельство духовной бесконечности.