«Соглашение глухого со слепым». Так в своем фирменном стиле охарактеризовал договоренности по модернизации украинской газотранспортной системы Виктор Черномырдин.
«Соглашение глухого со слепым». Так в своем фирменном стиле охарактеризовал договоренности по модернизации украинской газотранспортной системы, о которых на минувшей неделе объявили Киев и Брюссель, Виктор Черномырдин.
Пусть и в теории пока, речь идет о колоссальной сумме минимум в 2 с половиной миллиарда евро. А парадокс заключается в том, что Россию — основного поставщика голубого топлива в Европу — к участию в проекте пригласить забыли. Москва тем, что ее интересы были проигнорированы, резонно возмутилась и усомнилась в осмысленности действий, предпринятых Украиной и Евросоюзом.
И хотя на днях президент Ющенко поручил правительству Тимошенко
О превратностях трубы — корреспондент НТВ Роман Соболь.
В исключительных случаях, когда украинской власти надо продемонстрировать некое ритуальное единение, выступить одним фронтом, Тимошенко и Ющенко, забыв раздоры, занимают одну трибуну. Так было в Брюсселе. Украина и Евросоюз подписали декларацию о сотрудничестве в газовой сфере.
Договор подразумевает, что Евросоюз как потребитель газа и Украина как транзитер вместе занимаются модернизацией украинской газотранспортной системы, дабы она могла прокачивать все большие объемы топлива. Евросоюз выделяет Украине кредит.
Киев и Брюссель намерены регулировать все вопросы транзита газа, вплоть до его цены — нечто новое в мировой практике. Покупатель заинтересован в том, чтобы товар ему доставили вовремя, в полном объеме, по согласованной цене. А вот способы доставки, логистика — всегда были задачей продавца.
«Газпром» должен определять маршруты газопроводов и то, как их наполнить. Это сложный технологический процесс — станции добычи газа и транзитная система работают в одной связке, строго согласованно. Но интересы третьей стороны — России, производителя газа — в договоре не упоминаются. Как это ни парадоксально.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Содержание этой декларации, как минимум, вызывает ряд вопросов. В этой связи я хотел бы обсудить сейчас одну тему. У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран.
Для того чтобы нам определиться с тем, каковы последствия принятия этой декларации, я предлагаю подумать о переносе этих консультации на
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Мы внимательно ознакомились с результатами этой конференции и с принятой декларацией. И конечно, у нас возникают некоторые вопросы. Например, согласно документу, в реализации планов развития газотранспортной системы Украины ключевым фактором является объем прокачки газа. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться кроме как с территории Российской Федерации. С нами этот вопрос никто не обсуждал».
8 апреля Владимир Путин и Юлия Тимошенко собирались рассмотреть возможность получения Украиной кредита у России на 5 миллиардов долларов. Киеву деньги нужны крайне — экономика страны в предбанкротном состоянии. Но кредита, кажется, не будет. Брюссельские соглашения Москва считает «недружественными».
Сергей Шматко, министр энергетики РФ: «Тема носит ярко политический характер. Некоторые представители Еврокомиссии подчеркивали: им надо было подписать и провести эту конференцию до выборов президента Украины».
Выборы — в конце года, но избирательная кампания на Украине не прекращается никогда.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: «У Тимошенко начал сыпаться рейтинг на Западной Украине. Это показали выборы в Тернопольский облсовет. Полтора года назад был 40%, а теперь она получила всего 8%. Ей необходимо показать электорату Западной Украины: я не дружу с москалями, я их просто обманываю».
Брюссельская декларация может перечеркнуть соглашения, к которым Москва и Киев пришли с большим трудом — после январской газовой блокады. Были подписаны контракты, рассчитана цена газа и его транзита на 11 лет вперед. Теперь эти контракты под вопросом.
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: «Удивительный документ. Читаешь — и не понимаешь, как можно было кулуарно разрабатывать такой документ. Он очень противоречив».
Во всяком случае, в Киеве и в Брюсселе одни и те же пункты трактуют
Юлия Тимошенко,
Но в Евросоюзе, очевидно, считают: кто оплачивает модернизацию системы, тот и контролирует ее работу в дальнейшем. И вот соответствующий пункт договора, подписанного Украиной.
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: «Украина обязана позволить оператору работать на коммерческой основе во исполнение
Как Украина собирается возвращать Евросоюзу кредит в 2 с половиной миллиарда долларов, как Брюссель и Киев будут улаживать все эти принципиальные разногласия в дальнейшем — сказать трудно. Украинская оппозиция объявила: «оранжевая власть» сделала еще один промах.
Юрий Бойко,
Помимо политических есть и технические нестыковки. Сейчас украинская газотранспортная система согласована с российской ГТС. Единые параметры, технологии гарантируют стабильную работу. Модернизация трубы без привлечения специалистов «Газпрома» может быть просто опасной.
Брюссельское соглашение закрепляет за Украиной статус основного, самого главного транзитера газа. Юлия Тимошенко заявила прямо: есть украинская труба — и никакие альтернативные маршруты поставок топлива в Европу не нужны. Это намек на проекты «Северный» и «Южный поток», которые должны доставить газ через Балтику к потребителям Северной Европы и через Черное море в Балканские страны и в Италию.
Раньше Евросоюз строительство магистралей в обход Украины всячески поддерживал. Да и сейчас вроде бы «за». Еще одно противоречие в Брюссельской декларации. Вероятно, «евробюрократы» не учли мнение своих же, европейских газовых корпораций.
Паоло Скарони, управляющий «Эни» (Eni): «Были сильно удивлены тем, как шла работа этой группы. Говорить об увеличении поставок газа без привлечения того, кто поставляет газ, и без привлечения того, кто его получает, это просто потеря времени. Необходимо вернуться к старой идее создания консорциума, который бы гарантировал стабильность в поставках газа».
Не все европейские страны согласны с Брюссельским договором. Греция и Сербия подтвердили заинтересованность в «Южном потоке». Турция возобновила переговоры о строительстве второй нитки газопровода по дну Черного моря. Туркмения все так же прочно связана с Россией в газовой сфере. Говорят: Москва мобилизует союзников, демонстрирует силу. В правительстве это называют «плановой работой».
Игорь Сечин, заместитель председателя правительства РФ: «Нас, уверяю, никто не может обидеть, и мы ни на кого не будем обижаться. Мы просто будем показывать свою состоятельность и нормальным образом работать».
В пятницу появилась информация о переговорах России и Азербайджана. Возможно, «Газпром» будет покупать весь азербайджанский газ, даже тот, что предназначался для европейского газопровода «Набукко» (Nabucco) — его хотели протянуть, минуя Россию. Япония отказалась спонсировать модернизацию украинской магистрали в рамках Брюссельских соглашений.
Сейчас чиновники Евросоюза утверждают: их неправильно поняли. Россия в порядке общей очереди может влиться в проект. Пока такое приглашение постфактум Москва не принимает. Есть мнение: двухсторонний договор между Киевом и Брюсселем на практике работать не сможет и тихо сойдет на нет. Но если это системная, долгосрочная стратегия по отношению к России, то она заметно осложнит наше сотрудничество.