Почему российские дети избивают и убивают друг друга? Кто виноват? И как защитить своего ребенка?
Безобразная ситуация. Президент Медведев на минувшей неделе заявил, что России необходима современная система защиты детей, пока же ее просто нет. Несовершеннолетний, судя по официальной статистике, — жертва чуть ли не каждого второго преступления. Почти две тысячи смертей только за прошлый год.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений».
За насилие над детьми, так же, впрочем, как и за неисполнение обязанностей по их воспитанию, предлагается наказывать жестче. Тем временем по всей стране идут настоящие подростковые войны. Выходит, защищать цветы жизни нужно уже и от них самих.
Корни шокирующего явления искал корреспондент НТВ Вадим Фефилов.
Валентина Ушакова, мама пострадавшей Олеси: «Собралось подростков около 70 человек. Эти девочки пришли в тяжелых кроссовках, в бутсах, были одеты в спортивные костюмы».
Драка шла в самом центре поселка, многие подростки снимали происходящее на камеры мобильных телефонов. Мама Олеси, когда бежала на место, где избивают ее дочь, запомнила их возгласы: «Надо места занять получше для съемки!»
Валентина Ушакова, мама пострадавшей Олеси: «И тут девочка ее хватает прямо за волосы, начинает об асфальт бить. Я подскакиваю, милиция, и мы ее не можем оттащить! До такой степени она была агрессивная».
Позже выяснилось, что Олесю и еще одну девочку, ее подругу, уже не раз били и даже сделали небольшой фильм.
Иван Ольховский, замглавы Лиманского района по социальным вопросам: «Делается достаточно много, чтобы у вас были условия для обучения, для повышения вашей профессиональной деятельности, для получения возможности интеллектуального развития, потому что девчонки вы активные».
Обстоятельной беседа у нас не вышла, но версия причины ЧП районного масштаба и извинения прозвучали.
Школьницы: «Ну, просто эмоции немножко не в ту сторону мы вылили, со всеми бывает. Мы виноваты, просим у вас прощения».
На этой неделе в городе Уфе из больницы выписали второклассника Рената Каюмова. Дома, вздыхая, мальчик пьет таблетки и вспоминает, как у школы к нему подошел
Ренат Каюмов, ученик
Мода на happy slapping, в переводе — «избиение для развлечения», появилась в европейских странах несколько лет назад и сейчас докатилась до России, охватывая большие и малые города. Продукция детских «бойцовских клубов» пользуется большим спросом в подростковой среде — это предмет обмена и торговли. Специалисты называют немыслимые цифры.
Сергей Комков, председатель всероссийского фонда образования: «Вас спрашивают: с кровью или без крови? Чем больше крови, тем это дороже. По нашим предварительным экспертным подсчетам, это может составлять до полмиллиарда долларов ежегодно».
Александр Добровинский, адвокат: «Мир поменялся, понимаете? Стал ли мир жестче вместе с Интернетом? Наверное. Но запретить мы не можем, бессмысленно. Все зависит только от семьи, от общества. Больше ничего».
Обычному человеку трудно себе представить, что чувствует учитель, когда каждое его движение в классе может фиксироваться, например, десятком видеокамер мобильных телефонов — так и из себя запросто выйти можно.
На уроке рисования в городке Белове под Кемеровом дети снимали учительницу сразу с трех парт. Доведенная до истерики женщина попыталась забрать у одного из подростков телефон и произошла небольшая потасовка. Это такая же провокация к избиению, только участником «избиения для развлечения» дети принуждают стать учителя.
После урока учительница рыдала, а школьники заявили директору, что та преподаватель вела урок в нетрезвом виде. Но медицинское освидетельствование показало отсутствие в крови алкоголя.
Нина Геллер, директор средней школы №10 г. Белова: «Это в некотором смысле унижение, то есть она прошла через это унижение, предоставила документ, что человек вполне вменяемый».
Светлана Корнилова, заместитель начальника управления образования г. Белова: «Что бы ни было, это наши дети, других у нас нет. Будем учить, будем работать с теми учителями, кто у нас есть».
За прошедший год только в Москве было задержано 13 тысяч детей за немотивированную агрессию. Некоторых ловили как раз по этим видеозаписям.
Марк Сандомирский, психолог: «Современные подростки даже это словечко „жесть“, или „жестокость“, используют не в отрицательном смысле, а как некоторую положительную оценку: жесть — как замечательно! Поколение „жесть“ — это такой закономерный продукт, отдаленное эхо тех общих стрессов, бед и проблем, которые вся страна переживала полтора с лишним десятка лет назад».
За
Вячеслав Ефимов, обладатель Кубка мира по карате: «Объясняем, что существуют определенные общечеловеческие ценности, и параллельно с этим ставим ему более сильного соперника. И тогда человек начинает понимать, что против его силы есть еще одна сила. И вот это и является сдерживающим центром».
В астраханском местечке Лиман тоже есть спортивная школа, но популярностью она не пользуется. Как говорят сами подростки, там попросту нет взрослого, которого бы они уважали и который мог бы стать своеобразным центром притяжения.