Инцидент в Воронеже, когда директор, согласно заявлению пятиклассника, избил его, заставляют задуматься: кто в подобных ситуациях жертва, а кто обидчик.
Сегодня стало известно о неприятном инциденте, произошедшем в школе Воронежа. Ее директор якобы избил пятиклассника Степана Степанова за плохое поведение, причем прямо на уроке по культуре общения.
Так выглядят события в изложении ученика, рассказавшего обо всем родителям. А они уже обратились в милицию. По словам же педагога, все было иначе: мальчик нарушал дисциплину и преднамеренно провоцировал учителя.
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов, разбираясь в ситуации, пришел к следующему выводу. Подобные ЧП в российских школах не редкость, и порой чрезвычайно сложно понять, кто в них жертва, а кто обидчик.
Елена Степанова, мать Степана Степанова: «Один удар со спины по голове ладонью, второй раз, сын говорит, когда к стене отошел. Ну и третий удар — кулаком в живот».
Это мама пострадавшего ребенка пересказывает его версию событий. Директор, по совместительству преподаватель культуры общения, сначала просто призывал заигравшегося со своим мобильником пятиклассника к порядку, а потом вывел в коридор. Что там произошло, видели только двое — ученик и педагог. Последний уверяет, что стандартов той самой культуры общения не нарушал.
Сергей Таценко, директор школы №34: «Я сказал: без родителей ты не можешь себя вести, как я понимаю. Значит, с завтрашнего дня мама с тобой садится за парту, за ручку с тобой будет ходить. Ну, естественно, ты понимаешь: все будут смеяться над тобой».
Но диагноз «сотрясение мозга» у Степана зафиксирован медиками. Ушибы, рвота, головная боль — все это не могло появиться ниоткуда. Упал школьник сам, подрался с ребятами или действительно получил такой силы подзатыльник от учителя — сейчас пытается понять прокуратура.
Наталья Кузнецова, старший помощник прокурора Ленинского района г. Воронежа: «Возбуждено уголовное дело по факту того, что 10 февраля в помещении вышеуказанного образовательного учреждения к несовершеннолетнему неизвестным лицом было применено насилие».
Надо, конечно, признать, что следствию будет непросто разобраться, кто прав, кто виноват. С одной стороны,
Когда смотришь на то, как учителя пытаются разозлить, примерно понимаешь, что при этом чувствуют педагоги. Уральский писатель Алексей Иванов, сам в прошлом учитель, изложил свои мытарства в романе «Географ глобус пропил». Он вспоминает: иногда выбросить сорванца за шиворот из класса было единственным выходом.
Алексей Иванов, писатель: «Нужно и понять учителя, хотя и не извинить. Учитель никто в глазах государства, статус его — ноль. Дети это видят и соответственно себя ведут. Учителя, в конце концов, это доводит до бешенства, он тоже живой человек».
Школьник: «Учителя достать, чтобы на следующий день не пришел, чтобы уроки отменили!»
Непоседливость и даже гиперактивность детей, слишком увлеченных компьютерами и прочими гаджетами, все чаще требует вмешательства психоневролога. В этом уверен известный педагог Евгений Ямбург. Хотя задачи учителя — увлекать своим предметом — никто не отменял.
Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор образовательного центра: «Американцы, немцы, израильтяне, даже в Саудовской Аравии дают таблетки специальные. Есть другой путь — учить в небольших классах, регулировать внимание. Но мы идем как всегда своим путем, мы и не хотим давать таблетки, и учить в больших классах».
Еще одна проблема — всеобщая телефонизация учеников. Мобильники звонят на уроках, дети играют и отвлекаются, телефоны крадут — тоже дети. Некоторые школы уже начали вносить в свой устав запреты на мобильную связь.
Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, депутат Московской городской думы: «Учитель — это не дрессировщик. Дрессировщик может десятилетиями дрессировать львов, но никогда не повернется к ним спиной, потому что тогда они на него набросятся. И он этого боится всегда. Учитель — это тот, кто знает и чувствует, как дети будут себя вести, даже когда он стоит к ним спиной или находится вне класса».
А в Воронеже, пока суд да дело, ученик и директор теперь не разговаривают, хотя и продолжают встречаться на уроках культуры общения. Долго они так вряд ли протянут. В конце концов, свои уроки из этой истории, видимо, придется извлечь обеим сторонам.