Новая тенденция в российских регионах там начали появляться памятники Сталину. В Екатеринбурге готовят проектную документацию для возведения монумента вождю.
В Петрозаводске инициативная группа собирает подписи, чтобы снести на площади «необуржуазную» башню с часами, а вместо нее поставить изваяние генералиссимуса. В Пензе бюст Сталина четыре года стоял на окраине, а недавно торжественно переехал в самый центр города.
Точно такой же бюст появился в Липецке возле обкома КПРФ и стал местной достопримечательностью. Впрочем, не все остались равнодушными и благодушными: бюст обливали краской, в окна обкома бросали кирпичи. Те, кто это сделал, видят в Сталине не вождя, а тирана. В организации на вопрос о сталинских репрессиях отвечают: если сотни тысяч были расстреляны, значит, они были преступниками, если миллионы прошли через ГУЛАГ, — так было нужно.
Чиновникам городской администрации вся эта история попортила немало крови. Они не давали разрешения на установку монумента. Бюст — незаконный, но снести его нельзя.
Товарища Сталина охраняют буржуазные законы о неприкосновенности частной собственности. Его памятник в Липецке, по всей видимости, будет стоять долго. И — еще один парадокс: к нему приходят и потомки жертв сталинского террора.
В нынешнем российском обществе явно формируется запрос:
В августе правительство приняло план мероприятий по увековечиванию памяти жертв политических репрессий. Государственная машина работает медленно, и как стране преодолеть главное противоречие: чтить жертв времен культа личности, когда вокруг набирает обороты стремление этой самой личности поклоняться?
Подробности — в сюжете корреспондента НТВ Романа Соболя.