Аварийное зрелище: каким циркам уже не поможешь? По чьей вине люди и звери становятся заложниками арены?
Цирк, да и только. Служители круглых арен обсуждали невеселые перспективы отрасли на минувшей неделе: многие площадки в аварийном состоянии, купола
Цена вопроса по нынешним кризисным временам немаленькая — 24 миллиарда рублей. Да и страсти кипят нешуточные: многие в сообществе заговорили о том, что протягивать руки, чтобы не протянуть ноги, — это для циркача дело последнее. Чтобы выжить, надо уметь вертеться.
Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев попытался понять, когда
Грустный медведь нарезает круги вхолостую — представления сегодня не будет. Ну, хоть согреется. Директор Сочинского цирка рассчитывает только на подкожный жир подчиненных.
Мстислав Запашный, директор Сочинского цирка: «Отключена горячая вода, отключено отопление, потому что мы не в состоянии сегодня платить за все это».
Холодно и голодно, тиграм пришлось умерить свой звериный аппетит — они уже давно кормятся подаяниями.
Мстислав Запашный, директор Сочинского цирка: «Есть люди в городе, которые откликнулись на наши просьбы, которые помогают, приходят, приносят деньги на кормление животных».
Утопающий в кипарисах Сочинский цирк контрастирует с олимпийскими стройками вокруг — он закрыт как минимум до лета. Сначала представления запретили пожарные (сказали убрать пластик — он горючий), потом задушили городские налоги.
Мстислав Запашный, директор Сочинского цирка: «Если, допустим, в 2006 году мы платили налог на землю и на имущество 600 тысяч в год, то с 2007 года мы платим 9 миллионов 250 тысяч».
Должность директора Сочинского цирка Мстиславу Запашному перешла по наследству — от отца Мстислава Запашного. Он заседание в Госдуме во главе круглого стола по проблемам цирковой отрасли. Знаменитый в прошлом дрессировщик сейчас для российского цирка словно царь зверей — глава компании Росгосцирк.Чтения в Госдуме закончились публичной склокой. Часть циркового сообщества считает: цирк сгорел и клоуны разбежались.
Казалось бы, цирк живет династиями. Тем удивительнее, что линия циркового раскола прошла через знаменитую семью Запашных — племянник главы Росгосцирка возглавил оппозицию.
Аскольд Запашный, дрессировщик: «Мы открыто выступали против назначения нашего родного дяди, потому что до назначения на должность генерального директора Росгосцирка Мстислав Михайлович был директором Сочинского цирка, который на протяжении огромного количества времени даже приблизительно не стал показательным».
Это конфликт не семейный, а идеологический. Аскольд Запашный вместе со своим братом Эдгардом — один из самых успешных примеров частного циркового коллектива. Их последняя программа в «Лужниках» — две недели по три представления в день и полный аншлаг без копейки государственных денег.
Аскольд Запашный, дрессировщик: «Делаем спектакль стоимостью 5 миллионов евро, приносим огромную прибыль и только перечисляем Росгосцирку деньги, руководство которого даже не посещает его, чтобы посмотреть, что в принципе создано».
Хроника брежневских лет. При нескольких генсеках цирковое хозяйство Советского Союза — не только гордость страны, но и дойная корова — это помнят цирковые функционеры.
Александр Калмыков, первый заместитель генерального директора Росгосцирка: «Цирк привозил валюту мешками. Олег Попов и Никулин привозили до сотни миллионов долларов, на которые в советские времена покупалось то же оружие, рис, зерно».
Преемником Совгосцирка стал Росгосцирк. И новый цирковой министр, дрессировщик Мстислав Запашный начал приручать цирковые коллективы. Около сорока цирков страны вошли в госкомпанию, пять смогли сохранить независимость — это столичные Цирк на Цветном и на проспекте Вернадского, Петербуржский, Казанский и Ижевский цирки. Позиционная война между Росгосцирком и раскольниками не прекращается ни на один день.
Александр Калмыков, первый заместитель генерального директора Росгосцирка: «Частник может одно здание (как, например, у нас в Москве) взять у государства в аренду, посадить там зал, тихонечко вату продавать, конфетки, в аренду сдать, на машинку себе заработать».
Понятно, на кого намекает замглавы Росгосцирка. Цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре — самый именитый цирковой бренд страны — еще один могущественный противник госкомпании.
Максим Никулин, генеральный директор Московского цирка на Цветном бульваре: «Росгосцирк — это порождение советского нашего прошлого, бывший Союзгосцирк. Да — тогда он был необходим, потому что была единая система, централизованная, государственная, подконтрольная. Сегодня это машина, которая уже никуда не поедет».
Цирк на Цветном — это акционерное общество, то есть от государства вообще не зависит. У них получается заработать и на хороший ремонт, и на дорогие программы, и на приличные гонорары артистам. Максим Никулин удивляется: почему Росгосцирк требует от правительства, чтобы оно как фокусник на манеже доставало из шляпы миллионы долларов?
Максим Никулин, генеральный директор Московского цирка на Цветном бульваре: «Они просят 24 миллиарда рублей на реконструкцию цирка? Чушь собачья. Цирки сами себя должны окупать, они не должны быть под пятой и под барином, который определяет: я тебе дам сегодня 10 миллионов, а тебе вообще не дам, ты себя плохо ведешь. Понимаете? Если директор цирка не умеет зарабатывать деньги, его надо гнать с места».
Директор Ижевского цирка — еще один участник круглого стола — хвастается своим слоновником, загоном для более мелких животных и, конечно, зрительным залом. Ижевский цирк, кажется, еще пахнет краской. Его построили на месте старого в
Дмитрий Иванов, генеральный директор Удмуртского государственного цирка: «Мы не получаем ни одной копейки бюджетного финансирования».
Местные власти освободили цирк от ряда налогов — и уже несколько лет бизнес прибыльный. Еще и потому, что независимый цирк может сам приглашать артистов — госкомпания своим подшефным циркам спускает программы по разнарядке.
Дмитрий Иванов, генеральный директор Удмуртского государственного цирка: «Цирки необходимо пустить в свободное плавание, но плавно».
Сегодня в Ижевском цирке начинаются гастроли еще одной прославленной династии — Корниловых. Цирковая семья вместе со своими слонами работает в Росгосцирке, но и на диссидентские арены им выходить разрешают.
Таисия Корнилова, народная артистка России: «Меня защищает государство, я за государством. Например, заболел слон или
Советский цирк находился на головокружительной высоте. Для возрождения, считают одни, нужно отпустить государственные цирки в свободный полет. А другие возражают: государственная поддержка — это тот страховочный канат, без которого можно разбиться насмерть.
На манеже Омского цирка (он часть госкомпании) того и гляди появится не рыжий клоун, а судебный пристав. По решению суда цирк должен погасить огни. В суд на цирк подала пожарная инспекция, которая считает, что дверные проемы узкие, пожарных выходов не хватает, каждое представление противозаконно.
Николай Наумов, бывший директор омского цирка: «Я закрывать цирк не буду. Пускай меня отсюда выносят!»
Реконструкция цирка должна начаться нынешним летом. 160 миллионов рублей уже выделены, но прокуратура ждать не собирается и требует вешать замок на ворота прямо сейчас.
Зритель: «Что делать? Без цирка тяжело. Поедем в Новосибирск».
Зрительница еще не знает, что и новосибирский цирк, признанный два года назад аварийным, готовится к закрытию на ремонт. Если попытка реформы отрасли ограничиться единственным круглым столом в Госдуме, скоро придется удивляться — куда уехал цирк?