Почему в России миллионы сидят на игле? Избавиться от наркозависимости навсегда реальность или утопия?
Убийственный дурман. Согласно данным, опубликованным на этой неделе, в России от наркотиков ежегодно умирают 30 тысяч человек. Спецслужбы чуть ли не каждый день то дилеров берут, то канал поставки пресекают, а лучше, увы, не становится.
Лечение от наркозависимости, тем временем, многие медики считают делом почти безнадежным, что, впрочем, не делает его менее прибыльным. Новые методики воспринимаются в штыки и отметаются как шарлатанство.
Корреспондент НТВ Алексей Поборцев оценил масштаб проблемы, а также провел уникальный эксперимент: «Итоговая программа» взялась помочь хотя бы одному человеку, который уже неоднократно предпринимал попытки соскочить с героиновой иглы.
Евгений Ковшов пришел на кладбище на окраине города Кингисепп в Ленинградской области к своим старым друзьям, которые остались «вечно молодыми». Николай много раз пытался бросить, но героин оказался сильнее.
Евгений Ковшов: «А вот и могила Николаши. Он был чемпионом мира по поездкам на реабилитацию».
Сегодня Евгений — преуспевающий человек: у него семья, высокооплачиваемая работа, квартира, машина. Героин отпустил. 15 лет назад в его голове поселилась одна мысль: где взять новую дозу? Просматривая старые съемки одного из наркопритонов в
Евгений Ковшов: «Смерть — она всегда одинакова у наркомана. Передозировка, болезнь, заражение, убийство. Все».
Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков: «90% наших наркозависимых людей — это люди, которые употребляют опиаты, то есть, прежде всего, героин афганского происхождения. Это, пожалуй, самый мерзостный препарат — наркотик, который приводит к смерти человека через
По оценкам Госнаркоконтроля, от наркотиков в России умирает около 30 тысяч человек в год — получается по 82 жизни каждый день. С каждым годом задерживают все больше наркотиков, но остановить поток героина из Афганистана они не могут.
Маршрут доставки героина называют Северным шелковым путем. На пути наркотика границ практически нет. Героин растекается по крупным городам и промышленным центрам. России.
Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков: «Начиная, скажем, с 1998 года, посевы опиумного мака в Афганистане увеличились в три раза и достигли в минувшем году площадей 193 тысячи гектаров, с которых собиралось 8200 тонн опиума, из которого производится порядка 820 тонн героина. Это огромные цифры».
Робкие попытки американцев и их союзников в Афганистане бороться с производством героина провалились. Чем активнее коалиционные силы боролись с наркомафией, тем больше были их потери.
Медицина признала наркозависимость неизлечимой болезнью. Но сотни наркоклиник лечат наркоманов самыми разными способами. Героин стал дешевле, а лечение — дороже. Десять дней в больнице стоят в несколько раз больше десяти дней употребления. По оценкам Госнарконтроля, меньше 2% наркоманов поле лечения избавляются от наркотиков.
Юля, заведует овцеводческим хозяйством. Как заправский фермер, она гордится своими животными. Но 15 лет назад она была совершенно другим человеком.
Юля: «В начале просто травку курили, потом пришли синтетические наркотики — допинги, амфетамины. Покупали на дискотеках. Потом докатилось до героина. Организм требовал больше и больше. Это целая лестница».
Юля приехала в центр «Новая жизнь» в полном отчаянии. Она не знала, как ей дальше жить. За воротами бывшей воинской части запрещены наркотики, табак и алкоголь. Нет врачей. И вот здесь, среди таких же, как и она наркоманов, она сумела бросить. Вышла замуж и родила ребенка.
Юля: «Очень хорошая семья. Муж у меня такой большой — 2 метра ростом».
Константин — муж Юли работает в мастерской по производству тротуарной плитки. Сейчас он совершенно здоровый человек.
Константин: «Я раньше весил 67 килограммов, у меня рост 2 метра. Сами представляете, что это было. Абсолютно дикое существо, я ни с кем не разговаривал, орал постоянно. Психованный».
После того как Константин и Юля полностью отказались от наркотиков, они решили остаться в «Новой жизни». Они здесь живут и работают, не получая ни копейки за свой труд. Так живет весь центр. У наркомана ни на что кроме работы не должно оставаться свободного времени. Кто не выдерживает, уходит. Насколько трудно дается избавление, видно невооруженным глазом.
Игорь: «Последнее время у нас вся республика на дезоморфине сидит. Такой препарат, который сам варишь из лекарств, которые продаются в аптеке. Они доступны, дешевы, они убивают. Люди гниют».
Какая бы ни была методика, главное условие успеха — желание самого наркомана.
Самое трудное — найти добровольца. Нам нужен наркоман со стажем, который уже несколько раз пытался бросить, но постоянно срывался. Он должен согласиться испытать на себе новую методику избавления от наркозависимости, при этом его успех или неудачу покажут по телевидению.
Сейчас мы идем на встречу именно с таким человеком. Главное, чтобы в последний момент Саша, так зовут нашего добровольца, не передумал. Пришел. Правда, немного выпил для храбрости. Теперь нужно скорее попасть в кабинет к Иванову.
Александру 28 лет. 13 лет назад он впервые попробовал героин. Несколько раз лечился в клиниках, только в прошлом году четыре раза лежал в больнице. Потом все по новой.
Александр: «Пока есть доза — есть совесть, которая говорит, что это последний раз и больше так продолжаться не может».
Владимир Иванов, психолог: «Я предлагаю заполнить тест».
Простая анкета — поставить крестики напротив предметов, которые напоминают о желании принять дозу. Здоровый человек может обмануть психолога, а наркоман
Владимир Иванов, психолог: «Устранить лекарственными средствами это практически невозможно, но сейчас это можно сделать с помощью психологических средств. Это процедура, которую выполняет сам человек. Ты соглашаешься и будешь выполнять сам. Это некоторая инструкция. Здесь никаких гипнозов, нейролингвистического программирования, никаких фокусов, связанных с твоим сознанием нет, все выполняешь ты».
С помощью внешне простых упражнений Иванов вызывает у наркомана давно забытое им чувство покоя, и в этом состоянии человек заново переживает пугавшие его образы.
Александр Иванов, психолог: «Теми методами, которые они применяют для лечения, вылечить нельзя. И они очень аргументировано это обозначают».
Методика Иванова нашла понимание в Институте имени Сербского. Там посчитали, что она основана на современных научных представлениях о деятельности мозга.
Татьяна Клименко, руководитель отделения
Первые пациенты Иванова уже больше 10 лет живут без наркотиков. У них новая жизнь и они не хотят, чтобы их показывали по телевизору. Танины друзья по игле, долго не верили, что героин ей больше не нужен.
Татьяна: «Да они не верили до конца. Говорили, что я выпендриваюсь и завтра все равно захочу. В крайнем случае, послезавтра. То есть люди действительно считают, что это неизлечимо».
Саша приходил на занятия через день и упорно повторял упражнения Иванова. Прошло три недели — курс закончен. Александр изменился даже внешне — спокойный и уверенный в себе человек, сам говорит как психолог.
Александр: «Это методика жизни всех нормальных людей. То есть просто обдумывать то, что происходит в жизни вокруг тебя. Задавать вопросы и действовать адекватно».
Наше участие в эксперименте завершилось, дальше испытывать метод Иванова Александр будет уже самостоятельно. Три недели пока шли съемки, Саша наркотики не употреблял.