Картины художников из «Товарищества пролетарского искусства» не выставлялись много лет. Кураторы надеются, что к творчеству европейских экспрессионистов отнесутся более благосклонно.
Сегодня в Эрмитаже выставляют работы художников из «Товарищества пролетарского искусства» Фридриха Брасса. Живопись и графика немецких экспрессионистов находится в коллекции Государственного Эрмитажа с
Экспозицию оценил корреспондент НТВ Алексей Кобылков.
«Такого в Ленинграде еще не было! Более ста немецких художников в знак солидарности с молодым советским государством прислали в Ленинград свои произведения. На выставке — какой скандал! — была представлена картина художника Отто Дикса, изображавшая обнаженную женщину, зашнурованную в корсет. Да к тому же — боже мой! — еще и старую». Это воспоминания о похожей выставке в
Михаил Дединкин, куратор выставки: «В России немецкого искусства не знали. Когда они, то были удивлены, поражены и не готовы его принять».
Если очень коротко. В Германии некто Фридрих Брасс в
Сегодня достаточно зайти в Интернет и посмотреть фотографии, чтобы убедиться, что Роза Люксембург никогда не была особенно красивой. Однако в изображении немецких экспрессионистов она и вовсе утрачивает свой высокий революционный статус. Понятно, почему в СССР такое искусство приняли не очень благосклонно.
Точно та же история с портретами Карла Либкнехта, который к тому времени почти канонизирован в Союзе. При этом интересно, что немецкий экспрессионизм — это остросоциальное искусство, иногда очень близкое нашему авангарду.
Шершавым языком написанные работы Жоржа Гросса, почти плакатные вещи Зайверта «Проституции нет места в конституции». Хотя Зайверт мог быть и романтиком.
Михаил Дединкин, куратор выставки: «Этот пейзаж — единственная такая вещь, которая выходит за рамки плаката, за рамки прямого обращения. Это цветной пейзаж, не свойственный Зайверту. Картина обладает удивительным лиризмом».
В Германии ничего похожего не сохранилось. И это тем более удивительно, потому что такого экспрессионизма больше не было ни в одной стране, потому что это как будто фотографии того немецкого времени и настроения.
Улицы, полные иногда силуэтов, иногда безработных граждан. Старики, пролетарии, раненые солдаты. Иногда вдруг литографии по мотивам Достоевского, в которых можно углядеть Филонова. Иногда библейские сюжеты с очень немецкими волхвами.
И почти все