Чуть ли не ежедневно из разных уголков России приходят новости о трагедиях, связанных с событием, казалось бы, по определению радостным рождением ребенка
Чуть ли не ежедневно из разных уголков России приходят новости о трагедиях, связанных с событием, казалось бы, по определению радостным — рождением ребенка. Виновными в смерти младенцев многие родители считают врачей.
Иногда, как на днях в Омской области, факт преступной халатности удается доказать в суде. Чаще, как, например, в истории из Татарстана, где мать уверена, что ее дочь стала инвалидом
Возможно, к апрелю появится рейтинг роддомов. Его готовят в Росздравнадзоре, но его опубликование едва ли переломит ситуацию в корне.
Почему в России новорожденные гибнут на глазах у акушеров? Что и где исправить, чтобы остановить эту убийственную тенденцию? Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов пришел к выводу, что нужен целый комплекс мери важно, чтобы они были неотложными.
В Омске на днях арестовали
Елена Плясовских, мать умершего ребенка: «Я попросила помощи, что у меня начались судороги. Мне сказали, растирай свои судороги сама, а то у нас от тебя скоро у самих начнутся судороги. Потом я попросила попить воды, на что мне ответили, что я еще не заработала».
Елена с мужем не могут сдержать слез, перебирая детские вещи. Из подготовленной для ребенка комнаты Игорь, когда случилось несчастье, первым делом убрал кроватку, чтобы не напоминала.
Игорь Плясовских, отец умершего ребенка: «Планировали здесь сделать детскую, чтобы здесь находился ребенок. Ремонт сделали, южная сторона солнышко сюда светит, тепло. Но не получилось у нас по вине врача».
Тамара Хлынцева, осужденная: «Никакой нашей доли вины нет. Это осложненные роды. Такие бывают одни на триста случаев».
«Такое бывает» сказали и жителю Нижнего Новгорода Владимиру Пальцеву. Его жена умерла после родов. Ей было 46. За этой поздней беременностью врачи не следили как следует, уверен и отец, который теперь в одиночку воспитывает сына, и прокуратура.
Дмитрий Айвазян, медицинский адвокат, член Лиги защитников прав пациентов: «Часто мне жалуются женщины, что врач к ним ни разу не подошел даже если они в тот момент кричали от боли, показывали врачам, что полотенце все или там простынь в крови. Но врачи не подходят. Почему?
В папках у медицинского адвоката Дмитрия Айвазяна жалоб на сотрудников роддомов почти столько же, сколько на лидеров «черного списка» — стоматологов. Доказать в суде вину врачей удается нечасто. Ведь система устроена так, что историю болезни медики всегда могут переписать, а тогда во всем окажется виновата женщина. Мол, у нее и инфекция, и возраст, и вес.
Дмитрий Айвазян, медицинский адвокат, член Лиги защитников прав пациентов: «Можно исправить, дополнить, убрать, что угодно. То есть, врач обладает, как заинтересованное лицо, всеми возможностями манипулировать доказательствами».
Пока мы брали интервью у адвоката, к нему пришел очередной пострадавший. Москвич Павел и его жена будут требовать миллион рублей компенсации за смерть нерожденного ребенка. А ведь все 9 месяцев медики уверяли, что все идет хорошо.
Павел Журавлёв, истец: «Очень халатно отнеслись к своему долгу. И к нам было очень халатное отношение. Ей многое было не сделано».
Президент Российского общества
Владимир Серов, президент Российского общества
После того, как в роддоме на Камчатке умерли тройняшки (им не успели подключить кислород), вся страна узнала — работа в этом отнюдь не уникальном заведении была поставлена так, что трагедия не могла не случиться. Пациенток оскорбляют, требуя деньги, врачи отвлекаются на подработку в коммерческих клиниках, техника никуда не годится.
Надежда Емельянова, бывшая медсестра роддома №1
Чтобы решить проблему с дорогим оборудованием, по всей России строят высокотехнологичные перинатальные центры. Правда,
Серафима Сурина, жительница поселка Ерофей Павлович:«Девочку одну повезли рожать в Сковородино, а она, не доезжая до Сковородина, родила в вагоне, в общем вагоне, представьте себе. Долго держали поезд, потому что ее трогать нельзя было, чтобы вынести ее в Сковородино. Разве так можно?»
А уже упомянутая недоквалификация врачей? Часть специалистов полагает, что всему виной сама система образования, но планов менять ее пока нет. Хотя она явно отстала от жизни. Американские
Виктор Радзинский, главный внештатный эксперт Росздравнадзора по акушерству и гинекологии: «У них раз в 6, мы считали часы, так вот у них раз в 6 меньше теоретических занятий именно за счет самостоятельной работы. И в 3 раза меньше лекций, чем у нас».
Из поколения в поколение студентов отечественных медицинских вузов учили, что врачевание — это искусство, а каждый больной полон загадок, которые надо разгадывать. И часто даже по косвенным признакам. Убеждая во вредности шаблонных, стандартных подходов, некоторые особо афористичные профессора даже говорили: «Студенты, запомните, медицина — это третья по точности наука после астрологии и хиромантии».
Но все может измениться. В России по западному образцу готовят четкие стандарты: что именно должен сделать врач при тех или иных симптомах. Сроки внедрения, правда, пока неясны.
Александр Мясников, главный врач Кремлёвской больницы: «На Западе очень просто. Там врач должен делать все по пунктам. Допустим один, два, три, четыре, пять. Если ты сделал: один, два, пять, четыре, но спас больного, то этот больной выписывается и идет к юристу, который заводит на тебя дело. И ты заплатишь энное количество денег. Придется доктору выплатить компенсацию больному, страховку, за отступление от стандартов лечения.
А если доктор сделал: один, два, три, четыре, пять, но больной умер, то все ок, нет никаких проблем, потому что врач сделал все что нужно. Потому что
Пока нет ни стандартов, ни страхования ответственности врачей завкафедрой акушерства академии имени Сеченова академик Стрижаков взывает к совести своих студентов. Скоро им предстоит решать как себя вести, когда невысока зарплата. Срывать ли недовольство на пациентах или без лишнего пафоса
Тверского сельского доктора Николая Петрова в округе называют наш Чехов. Он и в выходные, и по ночам операции делает и роды принимает, если надо. На этой неделе навещал пациентку, которую наблюдал всю беременность. Она благополучно родила в областном центре.
Пробираясь по снегу со своим чемоданчиком, доктор Петров излагает нехитрую философию, если ты к пациентам