На берегах Байкала открылись водительские курсы по управлению… собачьими упряжками.
На берегах Байкала открылись водительские курсы по управлению… собачьими упряжками. Оказалось, что в череде экстремальных развлечений эта школа стала невероятно популярна среди туристов и местных жителей.
Быть каюром — а именно так называют водителя упряжки — искусство древнее и интернациональное. В Европе проводятся даже чемпионаты по зимним и летним гонкам. А вопрос о включении ездового спорта в олимпийскую программу
Как выяснил корреспондент НТВ Андрей Григорьев, в этой экзотической дисциплине у наших спортсменов есть все шансы догнать и перегнать.
Собака — друг человека, а если их в одной упряжке больше пяти — это еще и транспортное средство. У Байкала, где холод собачий и все окрестности завалены снегом, — едва ли не самое быстрое и надежное.
Собака должна быть не слишком большой (иначе быстро выдохнется) и не слишком маленькой (вообще не потянет нарты). Байкальская хаска — специально ездовая порода, они рождены, чтобы бежать.
Для такой собаки семь верст не крюк. Чтобы быть в форме, хаска должна в день пробегать не меньше 40 километров. Смысл жизни в том, чтобы взяли в упряжку. Если взяли — разочарование.
Олег Тюрюмин, руководитель «Байкальского центра ездового спорта»: «Когда запрягаем собак, они все кричат: меня надо взять!»
Олег — байкальский каюр, тот самый человек, который собаке друг. Он и кормилец, и ветеринар, и инструктор по вождению. Сам даже нарты — главную часть упряжки — конструирует.
Олег Тюрюмин, руководитель «Байкальского центра ездового спорта»: «Мы сделали лыжу из авиационного алюминия, чтобы она не ломалась. Все деревянные лыжи ломаются, к сожалению. Полоз — это канализационная труба, мы ее распустили».
С виду хлипкая конструкция на самом деле еще ни разу даже в самых сложных авариях не ломалась и спокойно выдерживает до 200 килограммов.
Нарты считаются одноместными, но по идее здесь умещаются двое: один стоит — он как раз и управляет упряжкой, а второй сидит — это пассажир. И в управлении от него совершенно ничего не зависит.
Когда едешь в качестве пассажира, уже на пятом километре кажется, что по хвосту сможешь узнать каждого в своей упряжке. У ведущего, конечно, обзор лучше, чем у ведомого, но без утепленных комбинезонов и специальных навыков тут не обойтись.
С места рвут почище некоторых автомобилей. Лидер упряжки чутко реагирует на человеческий голос на старте (никаких дополнительных знаков и поощрений не требуется), зато потом кричи не кричи — не остановить. Пока дистанция не закончится.
Олег Тюрюмин, руководитель «Байкальского центра ездового спорта»: «У нас есть якорь. Его можно выбрасывать, он специально прицеплен. Если нам нужно собак остановить, мы ставим якорь».
Освоить такой тормоз за пять минут вряд ли получится, поэтому финишировать приходится там, где стартовал. К родным разноцветным будкам собаки даже в пургу и в полной темноте всегда вывезут.