В России хватает людей, которые не то, что за словом, но и за рифмой в карман не полезут.
Образные выражения свойственны не одному только Виктору Степановичу. Хватает в России людей, которые не то, что за словом, но и за рифмой в карман не полезут. Страна сейчас переживает настоящий поэтический бум, какого, пожалуй, не было с
С чего это вдруг? Кто они Цветаевы, Блоки и Маяковские наших дней? Чем публику покоряют? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент НТВ Айрат Шавалиев погрузился в мир ямбов, хореев и дактилей, а попал на поле брани.
Промышленный город Первоуральск — место, на первый взгляд, совсем не романтичное. Корпуса трубного завода сменяются цехами железобетонного. Но муза не разбирает ни географии, ни чинов. После тяжелого рабочего дня мэр Первоуральска подойдет иногда к стеллажу и достанет томик стихов. Своих.
«Мы с тобой читали „Камасутру“, напролет в любовь играли ночь». С душевными порывами мэра может ознакомиться каждый горожанин. Таким затейливым эхом в российских регионах аукнулась московская мода на сочинительство. И стало понятно, что это серьезно.
Дмитрий Воденников, поэт: «Я артистичен, я кокетлив, мне нравится стоять, освещенным всей этой фигней, которая здесь».
Если он пишет, то исключительно на клочках, если дает интервью, то вместе с собакой, если читает, то рвет душу. Блок XXI века — самый скромный комплимент от его поклонниц.
Если есть в Москве поэтический бум, то начинался он с поэта Дмитрия Воденникова. Просьба произносить с экзальтацией и придыханием. Лидер литературного поколения, избранный в прошлом году «Королем поэтов». Его обожают и ненавидят за стихи и главное за публичность.
Дмитрий Воденников, поэт: «Я впадал в абсолютный приступ ярости, когда я читал в газетах,
На поэте Воденникове зал столичного театра «Практика» полон до отказа. В зале 100 мест, но сегодня это все равно, что Политехнический в
Галина Щербакова, учитель русского языка и литературы: «Завораживает, притягивает к себе, а ты сидишь и все забываешь».
Учитель литературы из Подольска Галина Григорьевна не пропускает выступлений поэта. Приводила с собой учениц — терзания чужой души их пока не трогают.
Галина Щербакова, учитель русского языка и литературы: «Какой поэт вот вам запомнился?»
Ученица: «Цветаева».
Галина Щербакова, учитель русского языка и литературы: «А почему Цветаева?»
Ученица: «Фамилия красивая».
Галина Щербакова, учитель русского языка и литературы: «„Раньше было так, что писатели были недосягаемы для своих читателей, а сейчас есть эта связь через Интернет, через ЖЖ, через всякие форумы“.
Поэзия Серебряного века» становилась популярной в литературных салонах. Сегодня в Москве один из поэтических вечеров проходит в
Стихи тихим голосом, уютные абажуры, молодежь с пивом и старцы с книгами — откуда это в Москве 2009 года? Вечер целиком транслируется через Интернет, так что можно послушать за стенкой на компьютере.
Денис Сибельдин, главный редактор литературного радио: «В данный момент на сайте литературного радио идет прямая трансляция вечера».
Денис Сибельдин — профессиональный любитель поэзии. Он основал первое в России литературное радио, вещающее в Интернете. Стихи здесь 24 часа в сутки от Пушкина до современников.
Денис Сибельдин, главный редактор литературного радио: «Бум, конечно, есть, потому что в Москве проходит иногда один вечер в день, а иногда и несколько вечеров в день».
Иногда виртуальное пространство выталкивает
Вера Полозкова, поэт: «Мы же контра, мы подстрекательницы. Добрые граждане
Выкладывая свои стихи в ЖЖ, Верочка сначала стала тысячницей по количеству френдов, потом пошли квартирники, потом публичные залы.
Вера Полозкова, поэт: «Мотивы людей, приходящих на литературные мероприятия, мне пока непостижимы, но я знаю, что это очень здоровый симптом».
Демократичная
Вера Полозкова, поэт: «Все должно быть строго в меру. Я не хочу ездить с чесами по стране, как Евтушенко в свое время».
Дмитрий Кузьмин, поэт, издатель: «Я не вижу проблемы в том, чтобы закачать в поэзию энную сумму. Она же будет давать отдачу сопоставимую с отдачей от
Поэт Дмитрий Кузьмин еще и издатель, и организатор вечеров. То есть менеджер литературного процесса. В руках у него последний сборник стихов молодых авторов. Бизнесом, говорит, поэзия станет еще не скоро, потому что инфраструктуры в Росси для этого нет никакой.
Если Воденников — наш Блок, то Олег Груз — Маяковский сегодня. Приехавший из Ростова певец городских окраин и животных страстей.
Олег Груз, поэт: «Романтика, цветы — все они возвышены. Но я даже не завидую им, потому что это не мое общество. Я пришел с самого низу».
Публику, которую «грузит» Олег Груз, показывать запрещают. Клуб «Газгольдер» — один из самых закрытых в столице. В зале — и олигархи и политики. Они пришли послушать правду о себе.
Олег Груз, поэт: «Поэзия не должна становиться мейнстримом, потому что истиной не должны торговать как шаурмой».
Эти слова он адресует и человеку, который улыбается с обложки нового журнала «Поэбой» (Воденникову). Название словно из репертуара самого Олега Груза. «Поэбой» — первый глянцевый журнал о современных поэтах.
Анна Токарева, главный редактор поэтического журнала: «Современный читатель, к моему глубокому сожалению, воспринимает яркую картинку и воспринимает достаточно простые смыслы».
Поэзия души и поэзия протеста, квартирники и концертные залы, гламурные поэтические журналы и литературные