Долговые войны: на какие крайности идут кредиторы и должники? Сколько берут за помощь коллекторы и антиколлекторы?
Минувшая неделя преподнесла сразу несколько страшных историй о том, на что способны люди, в него угодившие: в Кемеровской области, к примеру, отец отдал за долги малолетнего ребенка. Нередки случаи, когда должники, попадая под прессинг коллекторских агентств, идут на крайние меры, в том числе решаются свести счеты с жизнью.
Беды людские — когда кредитов набрал, а отдавать нечем — это одна сторона медали. Другая лишена эмоций: рынок долгов, который до последнего времени рос пышным цветом, породил рынок соответствующих услуг. И если о коллекторах уже многие слышали, то антиколлекторы — это нечто новенькое.
Профессиональные секреты и первых, и вторых выведал корреспондент НТВ Владимир Кобяков.
Его работа — ходить в гости. Есть даже суточный план — примерно человек десять. Обычно его никто не ждет, но человек в черном каждый вечер решает, к кому заглянуть в этот раз. Должность Андрея — сотрудник Отдела выезда. Его задача — появиться неожиданно.
Раньше он работал судебным приставом, теперь его профессия — коллектор, он взыскивает просроченные долги. Дмитрий уверен — на каждого коллектора найдется антиколлектор — он знает, как вернуть меньше, чем требует банк. Для тех, кто выбивает долги, он главный противник.
Дмитрий Полукаров, генеральный директор антиколлекторского агентства: «Угрозы были, мол, ты в курсе, что ты с банком разговариваешь, ты понимаешь, что мы можем сделать? Вымогательство чистой воды».
Его задача — защита должника. Одному клиенту он помог отбиться от штрафов по двум кредитам, осталось еще 29. Но должник пропал — оказалось, хотел уйти из жизни, но его вовремя откачали.
В борьбе за долги коллекторы атакуют тех, кто просрочил выплаты по кредитам. Их цель — по возможности не доводить дело до суда и убедить должника как можно раньше начинать платить. Примерно четверть останется коллектору. Антиколлекторы, наоборот, стараются все решить в суде, где можно снизить штрафы, уменьшить сумму долга и только потом отдать в банк. За такую услугу рассчитывается должник.
Дмитрий Полукаров, генеральный директор антиколлекторского агентства: «Если коллекторы вышибалы, то есть дубины, то мы — щиты.
Александр Фёдоров, председатель совета директоров коллекторской компании: «Антиколлекторы просто хотят заработать денег на чужой беде».
Коллектор Александр Фёдоров должников ищет в 60 городах, по всей России у него работают 400 агентов. Вот, например, бывший следователь Егор Кошелев в поисках клиента, который не платит по автокредиту. Местом для засады он выбрал коморку консьержки, та пошла на сотрудничество.
Клиент скрываться не стал, объяснил, что машину, купленную в кредит, у него украли, и пригласил коллектора домой. А еще спросил, почему анонимные звонки из агентства похожи на угрозы? Но в конце беседы коллектор напомнил — деньги
Алтайские сборщики долгов решили в гости с пустыми руками не ходить. Кто не платит по кредитам, получает подарки.
Роман Майзингер, генеральный директор коллекторского агентства: «Мы решили подарить атрибутику тюремной жизни: пачку папирос, сухари».
Еще в наборе — железная кружка и рассыпной чай. Ценные подарки доставляют прямо на работу.
В каждом коллекторском агентстве есть бригада телефонистов. Обзвон должников с утра и до самого вечера. Для трудных клиентов свои методы, например, ставят на автодозвон, это давит психологически. По другую сторону баррикад эти атаки отражают антиколлекторы.
Визит антиколлектора домой — это исключение из правил. Должники Татьяна и Дмитрий — у них пять просроченных кредитов — лишний раз на улицу не выходят. А вдруг коллекторы?
Дмитрий Полукаров, генеральный директор антиколлекторского агентства: «Еще раз позвонят — спуститесь вниз и напишите заявление в милицию о вымогательстве, что угрожали отнять автомобиль».
На
В профессиональные борцы с долгами идут и юристы, и экономисты, и безработные, которые сами научились отбиваться от долгов. Но высший пилотаж в этом бизнесе — это быть двойным агентом. Например, утром ты коллектор, тебя благодарит банк, а вечером уже антиколлектор с премией от должника.
По данным Центробанка, просроченных задолженностей в России сейчас 470 миллиардов рублей. Большую часть должны банкам предприятия, 170 миллиардов — физические лица. Это и есть фронт работ для тех, кто идет на рынок долгов.
Коллектор Андрей теперь по вечерам чаще будет ходить в гости к должникам. К творческой работе в судах готовы и его противники.