Как утилизируют деньги и кто дает им вторую жизнь? Зачем рублевыми обрезками кормят червей?
Деньги в трубу. В Штатах на минувшей неделе всплыли весьма любопытные подробности по делу Мэдоффа. Потери вкладчиков от действий афериста века, напомним, составили порядка 50 миллиардов долларов. В число пострадавших от грандиозной авантюры — по всему миру таковых может набраться аж несколько миллионов — оказывается попала и так называемая русская мафия. Ее средства тоже были задействованы в мошеннической схеме.
Это у них там «миллион в топку» фигуральное выражение, а у нас, как выяснил корреспондент НТВ Айрат Шавалиев, самая что ни на есть реальность, связанная с процессом утилизации денег. Он также узнал, зачем рублевой лапшой кормят червей, и прислушался к последнему звону приговоренных к смерти монет.
У него в мастерской — мешки денег. Он ворочает миллионами, чтобы получилось самое ценное топливо на свете. Изобретенный им рецепт таков: высыпать из пакета тысяч сто российских рублей, порубленных на клочки, перемешать десятки с сотенками и если повезет с пятитысячными, чтобы цветовая гамма была симпатичной. Потом залить это богатство водой, приправить клеем, спрессовать в брикеты и — гори оно все огнем.
Ученый из Екатеринбурга Аркадий Агеев придумал новый способ пускать деньги на ветер — из отживших свое купюр он делает каминные дрова. «Русские могут топить камины деньгами — горят очень хорошо», — говори он.
В брикете — миллион рублей. Если присмотреться к такому «кирпичу», можно узнать приятный цвет тысячной купюры и разглядеть водяные знаки. Опыты показали, что бывшие деньги горят в несколько раз лучше, чем березовые поленья. Но бросить миллионы в печь — это нужно быть Настасьей Филипповной из романа Достоевского. Не всем смелости хватит.
Долгий путь денег к каминной трубе начинается на фабрике Гознака. Продолжительность жизни купюры зависит от цифры, которая на нее нанесена. В этом смысле десятка совсем не жилец.
Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак»: «Десять рублей служат меньше года — самая ходовая купюра».
В соседнем, самом секретном помещении, вьется рулоном пятитысячная купюра. ОТК проверяет банкноты на качество и количество. В руках у рабочих сейчас 20 листов самой крупной купюры — столько они не заработают и за всю жизнь. Кроме камер наблюдения за душевным состоянием сотрудников следят и штатные психологи.
Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак»: «Люди, которые относятся к продукции, как к деньгам, надолго у нас не задерживаются».
Пятитысячная — это долгожитель, она служит
В огромное здание в спальном районе Петербурга вереницей въезжают инкассаторские машины. В подвале содержимое машин выгрузят роботы, чтобы не искушать сотрудников — здесь минимизируют контакт людей с деньгами. Вот робот выгрузил контейнер с купюрами и везет их на экспертизу.
Михаил Петров, начальник кассового центра ГУ Центробанка РФ по
Это единственный в России центр подобного размаха. Здесь автоматы сортируют наличность, отбирая ту, которая закончила свой век. Несколько купюр выпали в лоток — эти 5 тысяч рублей пойдут в утиль.
Процесс измельчения скрыт от глаз, и это правильно — видеть, как миллионы рвутся в мелкую лапшу, такое не каждый выдержит. Измельченная денежная стружка уходит
Из стружки лепят денежные брикеты и вывозят на обычную городскую свалку. Для желающих повернуть время вспять сообщают: из стружки купюру уже не склеишь, пытались — бесполезно.
Аркадий Агеев, профессор Уральской государственной лесотехнической академии: «Человек вряд ли сможет определить, что эта бумага была
Из вывезенных на свалку денег ученый Аркадий Агеев кроме дров пробует делать еще и плотный картон. Пока экспериментировал, появились конкуренты. Если деньги можно сжечь, то почему нельзя зарыть их в землю?
Сотрудница лаборатории: «Деньги — их любимая еда».
Это она про калифорнийских червей. Они хоть и из Америки, родины доллара, но и от рублей нос не воротят. В Уральской лесотехнической академии миллион червей производит перегной высшей пробы для сельского хозяйства. Оказалось, что если подсыпать в корм тысячерублевки, качество гумуса растет в разы.
Сергей Лавров, директор экологического предприятия: «Процесс разложения может быть немного подольше. Но если эти деньги на натуральной основе, то они практически все разлагаются».
Но есть способ вложить старые деньги в вечные ценности, то есть в искусство. Это семейный портрет Екатерины II и Джорджа Вашингтона — оба они в разное время попали на деньги, в смысле на банкноты, вот и стали героями картины
Анатолий Орлов, художник: «Она сделана из сотенок, а он частично из долларов. Правда, доллар имеет отвратительный цвет!»
В зависимости от жанра картины в ход идут и старые деньги, и новые. Но в смысле наличности художник Орлов патриот — по эстетическим соображениям.
Анатолий Орлов, художник: «Доллар двухцветный всего лишь, евро блеклый. А вот советские или царские деньги — они такие яркие, интенсивные по цвету, что это одно удовольствие для художника».
В этом хранилище никогда не было видеосъемки, кроме, разумеется, камер внутреннего наблюдения. Единственное в стране предприятие, где уничтожают монеты.
Иван Набогин, директор межрегионального хранилища Центрального банка РФ: «Каждый день уничтожает
Вот монета гнутая, вот с дыркой, вот сплюснутая в лепешку. Монета служит в среднем 20 лет, но не вечно. Копейка к копеечке они засыпаются в аппарат, который режет их на несколько частей. Работа несложная, но персонал должен быть проверенным. Ведь мешок монет — это уже не мелочь.
Иван Набогин, директор межрегионального хранилища Центрального банка РФ: «Здесь главное — честность. За столько лет не было ни одной попытки воровства».
У монет более счастливая судьба, чем у бумажных денег — они отправляются на переплавку. Или если повезет — в семью Бабиных в Новосибирск. Они «купаются в деньгах» уже десять лет. Тогда Юрию Бабину стало жалко российскую копейку — валяется где попало, — стал ее собирать и понял, что она не только рубль бережет.
Юрий Бабин, коллекционер: «Первый миллион мы собрали в 2005 году».
Денег у них в доме хоть лопатой греби. Копейки лежат в ведрах, банках, бутылках, на предметах одежды. Художник Орлов, возможно, нарисует из червонцев нового американского президента. Изобретатель Агеев придумает делать из денег туалетную бумагу. Массовая страсть к деньгам — это одно, возвышенная любовь некоторых — совершенно другое дело.