По следам подъельской трагедии. Президент на минувшей неделе потребовал установить и привлечь к суду виновных в гибели 23 стариков, которые сгорели в одном из домов-интернатов в Республике Коми. Главная причина случившегося полное попустительство и безответственность региональных и муниципальных властей.
По следам подъельской трагедии. Президент Медведев на минувшей неделе потребовал установить и привлечь к суду виновных в гибели 23 стариков, которые сгорели в одном из
Известно, что о стране судят по ее отношению к детям и старикам, а у нас, увы, выходит, что оно запредельно циничное и безнравственное. За последние три года в результате пожаров в соцучреждениях жертвами стали 187 человек. Проверки, которые идут сейчас по всей России, показывают: правила пожарной безопасности грубо нарушаются в большинстве подобных заведений, а некоторые из них — просто фантомы, то есть не имеют официального статуса.
Почему, разбирался корреспондент НТВ Вадим Фефилов.
В Республике Коми программы социальной защиты населения находятся буквально в коме. В восьми муниципальных образованиях обнаружены
Владимир Торлопов, глава Республики Коми: «В Кайгородском районе даже список жильцов не могли дать. Да что же это такое? Список жильцов! Это говорит о полном равнодушии к пожилым людям, абсолютная безответственность и нежелание работать».
Несмотря на минус 40 в республике стало жарко. Высокие комиссии из Москвы всколыхнули сонное северное царство, чиновничество перешло на круглосуточный режим работы. Ежедневные увольнения и отставки, ходят слухи о скорых арестах…
Владимир Поневежский, прокурор Республики Коми: «Мы проверили 40 учреждений с массовым пребыванием людей и уже установили, что
Дом ветеранов в Подъельске, где заживо сгорели 23 старика, был просто деревенской коммуной, никак официально неоформленной, то есть, по сути, старый дом со старыми никому не нужными жильцами. Теперь руководители разных уровней спорят, по чьей вине в республике на вопрос «вы чье, старичье?» существует единственный ответ — «ничье» .
Николай Ливсон, руководитель администрации Корткеросского муниципального района: «Просто оказались в патовой ситуации. Как же дальше быть? Республиканская структура это здание не получает, хотя у нас паспорт есть. Людей однозначно переселить невозможно. Местный бюджет на себя расходы брать не может. Вот в такой ситуации что делать?»
Владимир Торлопов, глава Республики Коми: «Мы начали процесс изъятия из муниципальной собственности и передачи их в республиканскую. Так вот, мы готовы были взять всё. Почему они сопротивлялись? Наоборот, отдай — и гора с плеч. Я могу только предполагать. А свои предположения я уже высказал Следственному управлению и прокуратуре».
Известно, что в Подьельском доме старики отдавали свои пенсии Алексею Королёву — неформальному лидеру, которого для удобства называли комендантом. Буквально за два часа до задержания его милицией нам удалось с ним поговорить.
Алексей Королёв, комендант дома ветеранов: «Они платят за питание, за обслуживание, за хознужды И даже в комнатах ремонт делаем за их счет. Они покупают это на свою пенсию».
Съемочная группа НТВ приехала в точно такой же дом для престарелых, как в Подьельске, только на юге Республики Коми — деревянный, одноэтажный,
Здесь живут 20 человек — самой младшей 48, самой старшей 99 лет. И здесь, несмотря на государственный статус учреждения, большую часть денег они отдают за свое содержание. Почти у всех есть родственники, заезжающие сюда только в день выдачи пенсий.
Анна Налимова, заведующая Пажгинским
С семи часов вечера до восьми утра наедине с 20 стариками, девять из которых не могут ходить вовсе, остается одна санитарка — хрупкая и усталая женщина Елена Доронина.
Елена Доронина, санитарка: «Что смогла бы, я сделала. Хоть двух человек, но я бы вытащила. Я не говорю за всех, но все, что в моих силах».
До ближайшей пожарной части недалеко — 12 километров, но туда еще дозвониться надо. А если пожар, то что приоритетнее — висеть на телефоне или выводить стариков из горящей деревянной постройки?
Анна Налимова, заведующая Пажгинским
На воле у Анны Патовой благоустроенная
Анна Патова: «Да что там живу… Делать ничего не могу. Но я не жалуюсь ни на что. Постель есть, чисто, сухо, кормят, ухаживают. И я, слава Богу, еще сама хожу».
Бодрая старушка Мария Лузянина с помощью специальных ходунков делает физическую зарядку, но только по ночам.
Мария Лузянина: «Потому что ночью никому не мешаю. Днем полно людей, а ночью никого нету. Сяду на тумбочку и наклоняюсь».
На улице в таежном поселке трескучий мороз, в спальном корпусе тепло и тихо, все ждут обеда. Еда казенная, но аппетитная уже тем, что
Мария Лузянина: «Кормят очень хорошо. Спасибо всем, что хоть такое есть место, где можно еще пожить. Лучше, чем на улице. Ничего, мы не обижаемся».
Это поколение не привыкло жаловаться. Жизнь их не баловала в молодости, а в старости к чему об этом задумываться… В том же Корткеросском районе, где случилась трагедия, другой дом ветеранов кажется
Сергей Стахиев, начальник Государственного пожарного надзора Корткеровского района: «Все аккуратненько разложено, все красиво вывешено, однако имеются нарушения требований пожарной безопасности».
На полу — дешевый линолеум, который если что, вспыхнет как факел. Но, главное, система автоматической пожарной сигнализации в нерабочем состоянии. Известно, что 200 миллионов рублей, выделенные районам Коми, освоены. И за пять целевых программ по противопожарной безопасности чиновники давно и успешно отчитались.