На Украине нашли способ перерабатывать осадок канализационных вод в строительный материал.
На Украине нашли способ перерабатывать осадок канализационных вод в строительный материал. Благодаря новой добавке бетон становится особенно прочным, а кирпичи обеспечивают дополнительную теплоизоляцию. Недостатка в сырье нет — городские очистные сооружения могут поставлять его тоннами. Корреспондент НТВ Михаил Антропов изучил технологию.
На первый взгляд получается самый обычный кирпич, разве что он немного легче. Все дело в смеси, из которой его изготавливают. Вместо минерального порошка — это стандартный ингредиент — сюда добавляют переработанный ил, который собирают на очистных сооружениях города.
Роман Бреус, доцент Луганского национального аграрного университета: «Необходимо взять 40% щебня, 50% песка и 8% отходов».
Роман Бреус на тему необычного строительного материала недавно защитил диссертацию. Не только дома, но даже дороги, как оказалось, можно строить, используя такое вещество. Внешний вид и запах доверия не внушают, но после переработки получается отличная добавка для стройматериала.
Роман Бреус, доцент Луганского национального аграрного университета: «Улучшаются эксплуатационные качества асфальтобетона, характеристики прочности».
Неожиданные плюсы новой технологии открылись и при изготовлении пробной партии кирпича. Оказалось, что тепло в здании, построенном из этого материала, должно сохраняться дольше. Органические частицы ила при обжиге выгорают, образуя мелкие пустоты. Кирпич выходит пористый.
Геннадий Дрозд, профессор кафедры автомобильных дорог Луганского национального аграрного университета: «У нашего кирпича способность удерживать тепло в помещении гораздо выше по сравнению с обычным. Единственное отличие — один кирпич можно применять для облицовочных работ, а другой рекомендуется использовать для внутренних помещений».
Очистные сооружения под Луганском — своеобразное месторождение ила. Канализационные воды здесь отстаивают, осадок собирают в кучи. Десятки тысяч тонн потенциального строительного материала уже скопились в окрестностях города. Поделиться осадочным илом коммунальщики готовы в любой момент. Содержание этих отвалов обходится им довольно дорого.
Пётр Ковалёв, главный инженер предприятия «Лугансквода»: «Необходимо создавать площадки по утилизации обезвоженного осадка, места для компостирования, а это все выливается в арендную плату за землю. Затратное предприятие».
До сих пор и для местных экологов залежи осадочного ила оставались неразрешимой проблемой.
Владимир Плющёв, первый заместитель начальника Государственного управления охраны окружающей среды Луганской области: «Осадки можно использовать в качестве удобрения и возить на поля. Но в иле присутствуют тяжелые металлы, поэтому удобрять им нельзя».
Восемь тонн осадочного ила уже надежно захоронены на пробном участке дороги — 150 метров трассы проложили по новой технологии. Прочность дорожного покрытия оказалось отменной. Что касается кирпича, то разработкой луганских ученых серьезно заинтересовались местные строительные фирмы.