О чем шептались в кулуарах, зачем писали картины нефтью? Какой диагноз поставили мировой экономике?
К нынешнему форуму в Давосе было приковано особое внимание — ждали, что его участники поставят диагноз мировой экономике и выпишут антикризисное лекарство. Впечатления, впрочем, оказались диаметрально противоположными: одни в полном восторге, другие, напротив, в разочаровании.
Корреспондент НТВ Вадим Глускер прислушался к тому, о чем шептались в кулуарах, а также отметил ключевые моменты
А посткризисный Давос — это когда гостям форума уже не предлагают шампанского, а белого вина хватает не всем. Это когда корпоративных менеджеров сменяют лидеры государств и правительств. И именно они, оценивая состояние мировой экономики и геополитической системы в целом, пытаются увидеть свет в конце туннеля. «Сегодня здесь не должно быть лузеров», — сказал бессменный директор форума Клаус Шваб и пригласил открыть
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы такой многополярный мир не стал миром хаоса и непредсказуемости, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений.
Разумеется, именно поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов. Убежден, мы можем формировать более справедливую и эффективную мировую экономическую архитектуру».
Ирония заключается в том, что именно в Давосе в свое время рождалась пошатнувшаяся ныне либеральная экономическая модель. И ведь еще год назад с этой же трибуны звучали слова американских участников форума о фундаментальной устойчивости и безоблачных перспективах экономики США. А сегодня гордость
Поэтому в этом году американское участие в форуме было минимальным. На смену Америке пришли Россия и Китай. Впрочем, речь премьера госсовета КНР особой радости участникам Давоса не прибавила.
Вэнь Цзябао, премьер Госсовета КНР: «Честно говоря, кризис оказал серьезное влияние на экономику Китая. Перед нами стоит целый ряд вызовов: уровень экспорта заметно сократился и в отдельных отраслях наблюдается перепроизводство, для развития бизнеса сложились тяжелые условия. В крупных городах растет безработица, и, в общем, экономическое развитие замедлится. Исходя из этого, в нынешнем году мы хотим добиться примерно
Работать предлагала и Ангела Меркель. Речь канцлера Германии, не первый раз участвующей в Давосе, была встречена аплодисментами и стоя.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Нам необходимо закрепить все эти положения в форме договора о новом экономическом порядке. Мы, например, могли бы заключить такой договор в рамках „большой двадцатки“, и, возможно, это даже приведет к созданию Экономического совета ООН — подобно тому, как был создан Совет безопасности ООН после Второй мировой войны».
Все это безусловно прекрасно на глобальном уровне. Весь вопрос, как спуститься с крыши небоскреба ООН на землю? Те, кого принято называть капитанами мирового бизнеса предлагали в Давосе свое видение ситуации. Билл Гейтс, например, потерявший на кризисе 20% доходности своего фонда, все равно потратит на гуманитарные программы в этом году 3.8 миллиардов долларов, на 500 миллионов больше, чем в 2008.
Билл Гейтс, руководитель благотворительного фонда: «Наступило время для вложений в изобретение новых вакцин и борьбы с тяжелыми болезнями. Инвестируйте сейчас — и вы будете получать прибыль практически вечно, вам даже не потребуются дополнительные средства. Я высоко ценю партнеров, которые уже вкладывают деньги в инновации».
А у другого магната, Руперта Мэрдока совсем иное мнение. Он не без доли цинизма предлагает ждать и думать о вечном.
Руперт Мэрдок, глава «Ньюс корпорейшн» (News corporation): «Мы должны наслаждаться этим кризисом. Независимо от того, продлится он год или пять лет. Наслаждаться в том смысле, что это великолепная возможность поставить перед собой новые задачи, направленные в будущее».
Один из немногих российских бессменных участников Давосских форумов Анатолий Чубайс полагает, что все эти меры и предложения носят либо абстрактный, либо локальный характер. По словам руководителя госкорпорации «Роснано», Давосский форум просто не оправдал ожиданий.
Анатолий Чубайс, генеральный директор ГК «Роснано»: «Главное, что есть признание людей в том, что они не понимают, что именно происходит, они не понимают причин и не готовы сказать, что надо делать и сколько это продлиться».
Россия не исключение. Ведь она не просто сама по себе переживает экономические трудности. Это и плата за то, что мы так стремились стать и стали частью мировой экономики. Но выходить из кризиса российская экономика может уже и самостоятельно, а не как в 1998 году. Впрочем, выступая в Давосе, Владимир Путин был очень откровенен.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Кризис обнажил имеющиеся у нас проблемы. Это чрезмерная сырьевая ориентация экспорта и экономики в целом, слабый финансовый рынок. Еще острее становится проблема развития ряда базовых рыночных институтов, прежде всего — конкурентной среды. Об этих проблемах мы знали, конечно, и раньше, и стремились их последовательно решить.
Кризис лишь заставляет нас активнее продвигаться по заявленным приоритетам, не меняя, разумеется, самой стратегии, суть которой — качественное обновление страны в течении ближайших
По мнению Владимира Путина, серьезную опасность для развития мировой экономики представляет ее чрезмерная зависимость от, по сути, единственной резервной валюты. Россия предлагает альтернативу доллару.
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ: «Мы ставим задачу создания рубля резервной региональной валютой. И мы не считаем, что кризисные явления эти планам помешают».
А позиция рубля на сегодняшний момент, несмотря на его практически ежедневное падение, достаточно стабильная. Как заверяли в Давосе все российские участники форума, пик падения пройден.
Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система»: «Беспредельного ослабления рубля не будет, в банках нет рублей — все за ними гоняются, чего ж ему еще падать?»
Традиционный русский вечер в Давосе, традиционное ледовое шоу, нет только традиционного застолья. Давос живет по средствам.
Ветеран Давоса и капиталистического труда Джордж Сорос был в этом году на форуме практически не заметен. Говорят, впрочем, что он и на кризисе остался в плюсе. Вероятно потому, что предпочитает лимузинам такси.