Танки 40-х годов можно в эти дни увидеть на донских берегах. Там снимают кино про войну. Необычность этой новости в том, что съемки ведет не крупная студия и не всем известный режиссер, а местный военно-исторический музей.
После основного рабочего дня туда приходят энтузиасты, которые все свободное время проводят на съемочной площадке, воссоздавая в мелочах сражения Великой Отечественной.
В отличие от маститых коллег у киношников-любителей нет ни многомиллионных бюджетов, ни компьютерной графики, ни звезд в главных ролях. Многие говорят: именно поэтому их кино гораздо более похоже на жизнь. Так этот или нет, выяснял корреспондент НТВ Михаил Антропов.
Все начиналось с исторических реконструкций. Прорыв Миус-фронта, битва за Сталинград, освобождение Ростова… События времен войны любители истории несколько лет подряд воссоздавали к годовщинам наших побед В итоге пришли к съемкам настоящих фильмов.
Малоизвестный эпизод о подвиге чекистов отбивших атаку диверсантов на центральном вокзал экранизирован в Ростове. Чтобы снять эти кадры, авторам пришлось получить специальное разрешение и на протяжении всех съемок успокаивать пассажиров.
Юрий Мальцев, режиссер Донского военно-исторического музея: «А вы как бы отреагировали? Вдруг где-то стрельба, пулеметы стреляют, взрывы… Естественно, люди были, мягко говоря, удивлены. Но диспетчеры объявляли по громкой связи, чтобы никто не волновался. проходят съемки».
Для масштабных батальных сцен декорации они готовят самостоятельно. Этот Газ-67 — реальный участник Второй мировой. Реставратор военной техники Вадим Халчевский обещает поставить машину на ход и считает, что от участия в съемках этого музейного экспоната фильм только выиграет.
Вадим Халчевский, реставратор военной техники Донского военно-исторического музея: «У каждой машины своя судьба. Автомобиль молчит, а столько мог бы рассказать!.. Например, кто на нем ездил… Берешь руль, а там фамилия и имя нацарапаны».
С тяжелой техникой — сложнее. Тех же «Тигров» в России сохранилось всего-то пара штук. Кстати, когда Спилберг снимал фильм «Спасти рядового Райана», немецкие танки пришлось собирать на базе советских Т-34. Донские же кинематографисты воссоздают военные машины с нуля.
Сергей Хмара, реконструктор военной техники Донского военно-исторического музея: «Если Спилберг не может найти, то где мы можем взять? И мы брали чертежи. Правда заводские по „Тигру“ достать более проблематично, но есть литература, где даны описания, фотографии, и из них пытаемся воссоздать его».
Иван Стреляев, главный режиссер проекта, на этот раз взялся экранизировать события начала войны. В ноябре 1941 года наша 731 дивизия не смогла сдержать натиск танковой армады гитлеровцев. В качестве массовки на этот раз пригласили таджикских строителей. Это неслучайно — дивизия была многонациональной.
Декорации будущего фильма разве что в масштабности проигрывают: на позиции красноармейцев всего три пушки, на вооружении у немцев — пара танков, зенитное орудие, да еще мотоцикл с пулеметом. В остальном антураж событий 1941 года реконструирован вплоть до мелочей.
Всего за один день во время атаки немцев тогда погибло больше десяти тысяч красноармейцев. Впрочем, это только начало истории.
Иван Стреляев, директор Донского военно-исторического музея: «Следующие съемки будут посвящены тому, как всего четыре пушки из батареи Оганова отразили весь этот натиск, который не смогла остановить 12- тысячная дивизия».
Руслан Кечеджиян, оператор Донского военно-исторического музея: «У нас есть цель, мы все идем к большому игровому фильму. Не знаю, когда это произойдет, но я уверен, что мы будем его снимать. А сейчас мы на пути поиска».
Авторы фильмов занимаются съемками в свободное время и относятся к этому скорее как к увлекательному хобби. Диски с фильмами они распространяют бесплатно среди зрителей, которые приходят посмотреть на исторические реконструкции.