Народный художник России, чеченский скульптор Илес Татаев создает на родине первую постоянную экспозицию своих работ.
Народный художник России, чеченский скульптор Илес Татаев создает на родине первую постоянную экспозицию своих работ. В республике он является одним из самых известных мастеров культуры. Его творения демонстрировались и в частных выставочных злах Европы, и в столичной Третьяковской галерее.
Репортаж корреспондента НТВ Фатимы Дадаевой.
В мастерской Илеса Татаева насчитывается более 300 работ. Все они сделаны из капа — нароста на стволах и корнях деревьев. Материал художник подбирает тщательно, подходит береза, верба и дуб, а сосна, пихта и ель дают трещины. В поисках капа Татаев исходил леса от Кавказа до Сибири.
Перед созданием скульптуры материал нужно хорошо подготовить. Сначала дерево погружают в воду, в ней оно находится три месяца. Только после того, как оно хорошо размягчится, его очищают, шлифуют и придают нужную форму.
Илес Татаев, народный художник России: «Казалось бы, каждая вещь — отдельная интересная декоративная композиция, но образ обязательно должен быть. В любом искусстве должен присутствовать образ. Я 10 лет думал над формой, совмещал и
Илес Татаев — известный в республике кинорежиссер. Его считают основателем
Илес Татаев, народный художник России: «Когда любишь, готов на подвиги. Можно уехать на Северный Ледовитый океан, раздеться, снять с себя обувь и босиком на льду постоять. И не просто постоять, а так долго, чтобы от тепла ног образовалась прорубь. Потом можно поймать рыбу и приготовить ее для любимой. Если чувства нет, не будет ни проруби, ни скульптуры, ни фильма, ничего в жизни человек не сделает. Мы отлично танцуем, ведь если не умеешь танцевать, то и скульптура не выйдет».
Творчество художника эксклюзивно. Даже он сам никогда не сможет повторить уже созданный образ. Мастер не искажает природу, а только подчеркивает ее гармонию. Его произведения сравнивают с музыкой, слушать которую не устаешь.
У народного художника России Илеса Татаева пока нет своей галереи в Грозном, поэтому все работы он хранит дома. Чтобы сохранить структуру дерева, мастер запрещает трогать экспонаты руками. Но если к ним прикоснуться, ощущается прилив энергии. Ощущение непередаваемое.