Ученые из разных стран мира, работающие в Антарктиде, отмечают солидную, хотя и не круглую дату. 189 лет назад был открыт самый южный и самый загадочный материк планеты.
Сегодня ученые из разных стран мира, работающие в Антарктиде, отмечают солидную, хотя и не круглую дату. В этот день 189 лет назад был открыт самый южный и самый загадочный материк планеты. Ко льдам Белого континента подошли русские корабли — «Восток» Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием Михаила Лазарева.
Сейчас в Антарктиде работают 45 научных станций, шесть из которых — российские. Накануне их посетили… депутаты Госдумы. За тридевять земель они приехали не полюбоваться экзотическими пейзажами, а проверить условия работы полярников.
Вместе с парламентариями суровый быт осмотрел корреспондент НТВ Денис Шуйский.
В Антарктиду нет регулярных авиарейсов. Полярники, редкие туристы и
Аэродром станции «Новолазаревская» — это просто очищенная от снега ледяная полоса без авиационных приводов. Посадка полностью в ручном режиме зависит только от мастерства пилотов. Отсюда до научной базы еще час на вездеходах.
Юрий Мезин, начальник станции «Новолазаревская»: «Здесь две беды — подвернуть ногу и упасть в озеро. Распишитесь, что ознакомлены с техникой безопасности».
На «Новолазоревской» одновременно могут зимовать до 30 человек — 10 ученых, два врача, два повара и технический персонал — все мужчины. В летний сезон, то есть сейчас, когда есть авиасообщение с Большой землей, на столах иногда бывают свежие овощи. Зимой — крупы, консервы и витамины в капсулах, они стоят на каждом столе.
Повар: «Посудомоечной машины нет. Стиральная есть».
С техникой на станции вообще напряженно. Из трех дизелей, дающих тепло и свет, два не подлежат ремонту, один работает на честном слове механика Сергеича.
Олег Павлов, миханик: «Проводка вся старая, а это 380 вольт! Это сурьезный вопрос, ведь может все вспыхнуть»
На площадке за жилыми блоками — образцы славного советского антарктического прошлого. На ходу всего пара экспонатов, так что раскрывать и исследовать тайны ледяного континента российским ученым приходится буквально вручную и пешком.
С помощью радара можно одновременно измерять толщину льда, толщину донных отложений и глубину озера. Здесь она больше 30 метров. Для прибрежных антарктических озер это абсолютный рекорд. Еще одна загадка этого озера в том, что несмотря на довольно теплую и солнечную погоду, лед здесь так и не сошел.
У России в Антарктиде всего восемь научных баз: шесть действующих, две
Йоган Берд, дизайнер: «База полностью адаптирована к условиям Антарктиды. Вы можете сидеть на теплой террасе с бокалом вина, слушать музыку и наслаждаться горным пейзажем».
Через два месяца, когда станция откроется, здесь будет полноценный научный центр и экологический курорт для обеспеченных туристов. На отопление и освещение не предусмотрено ни капли горючего — только солнечные батареи и ветряные двигатели. Все построено исключительно на частные деньги, государство же берет на себя расходы только на содержание комплекса.
Артур Чилингаров, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике: «Фантастическая станция. Надо учиться использовать энергию ветра, энергию солнца. Мы мечтаем об этом. Молодцы бельгийцы!»
На бельгийской станции депутаты встретили князя Монако Альбера II. Он ходил на лыжах на Южный полюс и путешествовал по базам разных стран — всего 18 неофициальных визитов. На самолете монаршую особу доставили и в российскую действительность. Заманили самой южной баней в мире — единственной гордостью станции «Новолазаревская».
Князь Монако Альберт II: «Больше всего меня впечатлили русская баня, русское гостеприимство и то, с каким профессионализмом и энтузиазмом вы, русские, работаете на этом таинственном и притягательном континенте. Надеюсь, у вас здесь есть большой потенциал».
Визит чиновников получился ярким по впечатлениям и грустным по выводам. Ведь они приехали сравнить условия работы и жизни иностранных и российских полярников, и сравнение это оказалось не в пользу последних.