Финансисты всего мира сегодня следили за новостями из Китая. Несмотря на усилия властей, торги на Шанхайской бирже закончились крупнейшим за последние восемь лет падением котировок. Вторая по величине экономика мира сдала позиции, а вслед за ней и все финансовые рынки.
На крупнейшей бирже в
Мировая экономика — как сообщающиеся сосуды: падают рынки — падает и нефть, ведь снижается спрос и потребление. Для России это неприятно, но
Константин Корищенко, заведующий кафедрой РАНХиГС, доктор экономических наук: «Это не очень приятное событие для нас, но с другой стороны не мы одни: большинство стран, которые сегодня являются экспортерами сырья, переживают ту же самую проблему».
Игорь Марич, управляющий директор по денежному рынку Московской биржи: «Динамика достаточно сейчас уже спокойная, то есть максимум там был чуть выше 71,32, если мы говорим про
Леонид Холод, доктор экономических наук: «Учитывая долю импортных товаров на рынке, учитывая технологическую зависимость многих отраслей от поставок импортного сырья, комплектующих, оборудования и так далее, это все так или иначе вызывает рост внутренних цен, с одной стороны. А с другой стороны, обесценение внутренней валюты создает достаточно мощный стимул для роста внутреннего производства при определенных экономических и политических условиях. То здесь правительство должно просто использовать эту ситуацию».
В любом случае шторм на рынках неизбежно заканчивается. Вопрос только в его длительности и силе потрясения основ мировой экономики. К тому же в любом кризисе есть элементы паники и спекуляций. Но где дно кризиса специалисты продолжают спорить. По крайней мере, август — не лучшее время для долгосрочных прогнозов.
Константин Корищенко: «Август — это традиционный месяц всех кризисов, когда рынки очень узкие, когда даже небольшие операции тех или иных участников рынка приводят к сильным колебаниям. Поэтому я думаю, что
Кризис — это неизбежность в условиях рынка, подъем сменяется спадом и наоборот, только на нашей памяти это происходил не раз. Еще на забыт кризис 2008 года, тогда нефть падала до 39 долларов за баррель, что вскоре сменилось резким ростом цены почти на 100 долларов. Сегодня цена на нефть вновь приближалась к прошлому минимуму, и лишь 3 доллара отделяло от него.
Подробности — в репортаже.