В Ростове-на-Дону художники-граверы освоили технологию украшения охотничьих винтовок и ножей.
В
Секреты резьбы по металлу и дереву узнал корреспондент НТВ Михаил Антропов.
Причудливые узоры на ружейных прикладах, тончайшая отделка топориков и охотничьих ножей. Первая мысль — это музейные экспонаты XIX века. На самом деле амуниция, достойная царской охоты, изготовлена в веке XXI. Старинные технологии отделки оружия освоили ростовские художники.
Владимир Жуков, резчик по дереву: «Никогда заранее никаких эскизов не делал, все это делается сразу, по первому впечатлению. Иногда нарисую, а потом думаю, как же это делать будем? Но ничего, решаем задачи».
Гравировка оживает под резцом толщиной в десятые доли миллиметра. На шкуре оленя прорисована каждая шерстинка. Мельчайшие детали можно рассмотреть и ноже. Его мастер посвятил любимой собаке. Вот она выслеживает добычу, а вот уже несет хозяину подстреленную птицу. Авторский почерк художника — миниатюрные картинки из реальной охотничьей жизни.
Александр Кочетков, гравер: «Этот нож я бы назвал „хана охотнику“. Медведь явно поднят из берлоги, карабин уже не туда смотрит, собака — единственный друг, который может его выручить. Если он отвлечет медведя на себя и охотник успеет передернуть затвор, значит живой».
Не менее тонкая работа — оформление огнестрельного оружия. Если приклад можно украшать как угодно, то ствол после декора должен выдержать реальный выстрел. Общее правило для ружей и клинков — за внешней красотой не должно потеряться главное предназначение.
Это оружие не просто декоративное, оно еще и функциональное. Затвор карабина в рабочем состоянии, хоть сейчас иди на охоту, а клинок ножа выкован из булатной стали и заточен острее, чем хирургический скальпель.
Это работа кропотливая, на отделку одного ружья уходит до полугода. Материалы только природные — серебро, кость, камни и еще перламутр — он незаменим в отделке прикладов, но разгадка секрета его обработки едва не стоила художникам жизни. Оказалось, перламутровая пыль — сильнейший яд, работать можно только в респираторе. Тайны старинных технологий открывались постепенно. Мастера прошлых веков свои секреты хранили как зеницу ока.
Владимир Жуков, резчик по дереву: «Начинаешь искать, рыть литературу, смотреть, догадываться, приходится по ходу изготавливать инструмент. Эта работа на грани изобретения».
Разгадка старинных секретов в этой мастерской продолжается. Вскоре художники планируют украсить гравировкой меч древних русичей и традиционную казачью шашку.