В Великом Новгороде, где церквей едва ли не больше, чем жилых домов, соборы приспосабливают под рестораны и культурные центры.
В Великом Новгороде находят новые способы возродить жизнь в старинных храмах. Из соборов делают рестораны и жилье. Но это лишь кажется странным.
Церкви — такой же бренд для Новгорода, как мосты для Петербурга. В городе, по меньшей мере, 60 соборов. На исторической карте обозначены лишь основные, но и по одному чертежу видно, насколько насыщен новгородский ландшафт церковными постройками. Для некоторых соборов новая светская жизнь лучше, чем вовсе никакой.
Старинные храмы с необычной судьбой увидела корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Рояль занимает почти все ее пространство. В главном объеме храма, освещаемый паникадило, — зрительный зал. Тут проводят концерты, выставки, творческие вечера.
Галина Сергеева, заместитель директора детского культурного центра: «Очень комфортно и на душе, и в творчестве. Это действительно светлое, теплое, намоленное место».
В конце XVI века в церкви хранилась часть казны Ивана Грозного, а в советское время десять лет была овощная база. Типичная судьба большинства храмов того периода.
Теперь здесь усердно возвращают детали прошлого убранства и восстанавливают утраченные деревянные конструкции. В церкви Покрова пресвятой Богородицы, где уже 40 лет работает ресторан, тоже стараются хотя бы интерьером соответствовать историческим стенам.
В бывших кельях —
Павел Елизаров, заместитель директора ресторана: «Сами стены, потолки, помещения старинные. Ничего менять нельзя».
Если бы это был не Великий Новгород, сохранивший десятки храмов, появление ресторана в церкви на территории Кремля вызвало бы, мягко говоря, недоумение. Но здесь, на берегу Волхова, научились невероятно деликатно и правильно по духу приспосабливать средневековые памятники. Тут гармоничным начинает казаться то, что в принципе сочетаться не может.
Геннадий Линьков, художник: «В одной части мастерской находился иконостас, в другой — жертвенник. Пишу, в основном, ангелов».
В
Его соседи по этажу —
После войны в разрушенном Новгороде катастрофически не хватало жилья и каждое уцелевшее здание приспосабливали под квартиры. Ставили перегородки, пробивали окна. Сегодня такой пример — уже исключение из правил. Как и используемый под склад стоящий рядом храм Петра и Павла.
Алексей Курочкин, начальник отдела охраны объектов культурного наследия Великого Новгорода: «С этической точки зрения, храм, построенный как православный храм, должен действовать. Но получается так, что эти храмы сегодня не настолько востребованы. В Новгороде их много десятков и все они единомоментно не могут вернуться в лоно Русской православной церкви Должно пройти время».
Большинство старых новгородских храмов сегодня находятся в ведении государственного
Для них сегодня важнее, чтобы эти храмы просто сохранились. Ради этого в Новгороде готовы согласиться даже на самые неординарные приспособления.