У программы, предложенной правительством, задачи большие, а аббревиатура хлесткая, как выстрел.
Правительство в 2009 году намерено выполнить все социальные обязательства перед гражданами. Об этом премьер Путин заявил накануне вечером на встрече со своими замами — Шуваловым и Жуковым. Сказано также, что государство будет жестко контролировать ситуацию на рынке труда: чтобы без крайней необходимости людей не увольняли.
Оно готово обеспечить жизнеспособность бизнеса, но никак не его прибыли за счет налогоплательщиков. Речь в данном случае о покупке жилья для социальных нужд у строительных компаний. Градообразующим предприятиям — параметры, по которым определят их список, уже известны — обещана поддержка.
Корреспондент НТВ Роман Соболь суммировал основные моменты антикризисного плана.
Максиму было семь лет, когда отец привел его на экскурсию в доменный цех. Чугунные реки, шлаковые берега, брызги раскаленного металла — смесь адской кухни и новогоднего фейерверка. Максим решил раз и навсегда — он будет металлургом.
Максим Сокольских, газовщик доменной печи: «Я здесь работаю, моя сестра, мой отец работают».
Почетно и выгодно. На комбинате зарплата процентов на 80 выше, чем в среднем по Липецку. С другой стороны — благополучие династии Сокольских целиком зависит от одного предприятия.
Последствия мирового кризиса острее ощущаются в успешных регионах, где до недавнего времени был бурный экономический рост, а предприятия поставляли большую часть продукции на экспорт. Например, металлургия. Сейчас цена и спрос на металл во всем мире падают, а значит, даже самые мощные сталелитейные комбинаты вынуждены сокращать производство.
Уровень зарплаты здесь стараются удержать, а вот премиальные срезали. Сократили пенсионеров, не принимают новых сотрудников. Главное — сохранить основной коллектив. Обученный специалист стоит дорого, а кризис
Градообразующее предприятие — это не только зарплаты рабочим и налоги в бюджет. На его орбите множество спутников. Профобразование, медицина, пенсионные фонды, жилье, спорт, торговля — еще тысячи рабочих мест. Выживет производство — и они будут здоровы. У программы, предложенной правительством, задачи большие, а аббревиатура хлесткая, как выстрел.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «Антикризисные меры. АКМ».
Чтобы эти меры были точными и безотказными, как автомат Калашникова, правительство определяет цель, каким предприятиям государство поможет.
Годовой оборот не меньше 15 миллиардов рублей. Персонал — от 4 тысяч человек. Или же, в случае градообразующего предприятия, на нем должны работать не менее трети трудоспособных жителей населенного пункта. В федеральный список войдут порядка 400 крупных заводов. Есть списки регионального значения. В сумме — около полутора тысяч предприятий.
Они получат 300 миллиардов рублей — кредит под государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризацию задолженности. Правительство сдерживает рост тарифов. Это большая нагрузка на госмонополии вроде «Газпрома», но недорогие энергоресурсы помогут выстоять всей промышленности.
Владимир Путин: «Тарифы на газ с 1 января будут увеличены не на 25%, как предполагалось ранее, а только на 5%, а их среднегодовой рост, в том числе для населения, не должен превышать 16,3%. Среднегодовой рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок не должен превысить 12,4%. Ранее планировалось 18,7%.
У бизнеса встречные предложения: государство может стимулировать внутренний спрос: снизить налоговую нагрузку, сократить ставку НДС, ускорить возврат этого налога экспортерам, ввести „налоговые каникулы“» для новых предприятий, снизить плату за землю для заводов и фабрик. Госзаказы, контроль за неплатежами, чтобы госкомпании вовремя рассчитывались с поставщиками.
Предложений много. В пятницу в Набережных Челнах обсуждали перспективы отечественного автопрома — продажи автомобилей падают во всем мире. В России за месяц выпуск легковых машин сократился на 7%, грузовиков — на 50%.
Председатель правительства уверен: сейчас мы не вправе тратить бюджетные средства на иномарки. И если автопарки МВД, МЧС, Министерства обороны и прочих структур нуждаются в обновлении, их пополнят продукцией отечественной сборки. Большой госзаказ на ВАЗ и ГАЗ, а также «Фольксваген» (Volkswagen), «Рено» (Renault), «Тойоту» (Toyota) — на все, что выпускают в России.
Владимир Путин: «Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства в рамках соответствующих договоров с правительством Российской Федерации».
Ясный сигнал иностранным инвесторам: если хотите открыть в России серьезное дело — открывайте его сейчас. И еще: следующий год будет благоприятным для автокредита.
Владимир Путин: «Если в 2009 году будет осуществлена покупка отечественного автомобиля — конечно, речь идет об автомобилях, выпущенных на территории России, и в первую очередь относящихся к сегменту наиболее массового спроса, стоимостью до 350 тысяч рублей, — размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. То есть, если человек в 2009 году по трехлетнему кредитному договору приобрел автомобиль, то мы будем помогать ему выплачивать этот кредит, рефинансируя две трети процентной ставки Центрального банка».
Потребительская активность, защита отечественного производства, повышение таможенных пошлин на иномарки… Мера неоднозначная. На Дальнем Востоке «праворукие японцы» — доходный бизнес. Или защита интересов нескольких тысяч предпринимателей Владивостока и Хабаровска, или судьба полутора миллиона человек, работающих на российских автозаводах.
По статистике, лишь одна из 10 подержанных иномарок ввозится на Дальний Восток для личного пользования. Остальные (примерно 320 тысяч машин) — на перепродажу. Этот канал придется перекрыть. Но что делать автовладельцу, если иномарка здесь дешевле «Жигулей»? Пока
Владимир Путин: «Как обеспечить интересы наших граждан, проживающих в Дальневосточном регионе, по приобретению отечественных автомобилей? Для того чтобы это сделать, предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части Российской Федерации в дальневосточные регионы. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из государственного бюджета».
Государство бросает автопрому еще один спасательный круг, но граждане, которым предлагают своим кровным рублем вновь поддержать отечественного производителя, наверное, вправе требовать отдачи. Нельзя вечно прятаться от конкурентов за таможенными барьерами, пора предложить покупателю нечто более комфортное.
На селе каждая ферма — градо- или поселкообразующее предприятие. Жителям Сенцово повезло, здесь построили картонную фабрику. Есть планы на запуск нового производства, но нет средств. Собственных денег не хватает, а банки осторожничают.
Олег Донских, учредитель предприятия: «Сейчас банки взвинтили процентные ставки. Под видом улучшения обслуживания».
Хозяева фабрики подозревают: банкиры прокручивают кредитные деньги в валютных спекуляциях. Играя на курсах доллара, рубля и евро можно заработать куда больше, чем на процентах от сельской фабрики. И государству следует ужесточить контроль — куда идут средства, предназначенные для предприятий?
Аграриям нужны «длинные деньги». Уже полученные кредиты будут пролонгированы — под государственные гарантии, а новая техника поставляется с большой рассрочкой платежа.
Владимир Путин, председатель правительства РФ: «В работе с бизнесом нужно
Наша задача здесь в том, чтобы минимизировать их потери, сохранить жизнеспособность этих предприятий, создать условия для будущего развития, но никак не обеспечивать их прибыли».
Возможно, некоторые бизнесмены попробуют заработать на кризисе за бюджетный счет. Правительству предстоит реагировать быстро и жестко. Бизнесу в связке с государством предстоит научиться работать экономнее и эффективнее.